logo search
doc

Результаты исследования

После отдыха субъективные показатели функционального состояния (на­строение) заметно улучшились в 1-ой пробе (с 0,125 до 0,260, различия досто­верны, p < 0,05). Во 2-ой пробе они практически не изменились (с 0,16 до 0,15). В 3-й пробе они вновь улучшились (с 0,35 до 0,42). В 4-ой пробе показатели на­строения несколько ухудшились (с 0,44 до 0,36).

Как можно объяснить полученные нами данные о влиянии паузы отдыха на настроение учащихся?

В 1-ой пробе мы наблюдали значительное улучшение показателей на­строения. Это можно объяснить тем, что исходный уровень настроения был не­высок, что давало хорошую потенциальную возможность для резкого увеличе­ния показателей.

В 3-ей пробе мы получили высокий уровень начальных показателей (они были даже выше, чем итоговые в 1-ой пробе), и после отдыха произошел несу­щественный прирост их значений. Это можно объяснить тем, что чем выше ис­ходный уровень показателей, тем сложнее добиться их большого прироста.

Очень большой интерес у нас вызвал тот факт, что исходные показатели настроения от одной пробы к другой постоянно росли. Такая положительная динамика говорит, скорее всего, о том, что положительное состояние формиру­ется у испытуемых уже в процессе самого ожидания паузы отдыха. Можно предположить, что по мере привыкания к такому способу пассивной разгрузки школьники все лучше и активнее начинают реагировать на само ожидание это­го действия.

Обнаруженное нами явление улучшения настроения еще перед объявле­нием паузы отдыха можно сопоставить с выработкой классического условного рефлекса по И. П. Павлову, когда происходит опережающая реакция на услов­ный раздражитель, в то время как еще не действует безусловное подкрепление. В нашем случае в роли условного раздражителя выступает предложение иссле­дователя учащимся: «Оцените свое настроение». В ответ на этот сигнал у уча­щихся происходит реальное улучшение настроения, которое они и фиксируют в своих самооценках. Затем они получают безусловное подкрепление - отдых. И условный рефлекс за счет этого закрепляется. Можно ожидать, что в после­дующих пробах учащиеся будут давать высокие показатели настроения в ответ на сам тест по оценке этих показателей даже без реального подкрепления (от­дыха). Таким способом, кроме всего прочего, у учащихся формируется положи­тельное отношение к самому тесту.

Это может давать возможность учителю после закрепления подобного рефлекса сокращать паузу отдыха во время урока от 2 минут до 1 минуты и ме­нее при сохранении положительного результата, то есть улучшения настроения учащихся.

Какое значение может иметь установленный нами факт для учебной дея­тельности?

Вполне логично предположить, что ребенок, находящийся на эмоцио­нальном подъеме (хорошее настроение), лучше усваивает материал урока, про­являя интерес к изучаемому предмету и поддерживает высокую работоспособ­ность. Общеизвестно, что плохое настроение не способствует эффективному восприятию информации. Отсюда можно дать рекомендации учителям, как по­высить настроение детей перед уроком - надо выработать у них положитель­ный рефлекс на паузу и закрепить его. После этого достаточно будет объявить короткую паузу отдыха, чтобы настроение учащихся повысилось. Особенно это важно перед объяснением нового материала или контрольной работой.

Итак, наше исследование показало, что проведение кратковременного от отдыха положительно влияет на настроение учащихся. Для улучшения на­строения учащихся достаточно уделять 1-3 минуты во время урока на проведе­ние психоэмоциональной разгрузки в виде «паузы отдыха». Положительный эффект может закрепляться по принципу условного рефлекса. Поэтому можно рекомендовать проведение пауз отдыха в качестве приема для профилактики психоэмоционального стресса у учащихся.

В процессе выполнения данной работы у нас возник вопрос: различают ли учащиеся такие близкие по смыслу понятия как «настроение» и «самочувст­вие», или они их не дифференцируют? Свои дальнейшие исследования мы по­святили ответу на этот вопрос.

Выводы:

  1. Кратковременный отдых в течение 2 минут в ходе урока достоверно улучшает настроение учащихся.

  2. По мере повторения пауз отдыха в определенные учебные часы с часто­той один раз в неделю у учащихся происходило достоверное повышение на­строения. Это проявлялось как до начала отдыха, так и после его окончания.

  3. Обнаруженное нами явление можно сопоставить с выработкой классиче­ского условного рефлекса по И.П. Павлову, когда происходит опережающая ре­акция на условный раздражитель. В качестве условного раздражителя выступа­ет предложение учащимся оценить свое настроение, а в качестве безусловного подкрепления - проведение отдыха.

Д. И. Исмакова

(Елабуга)