logo search
истор

Школа для жизни о. Декроли

Жан Овид Декроли (1871–1932), бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. В 1907 г. создал школу в Брюсселе, называемую «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребенка». Врач по образованию, он после исследований в области детской патологии стал применять свои методы в работе со здоровыми детьми. Декроли полагал, что в ребенке изначально заключены инстинкты собственности и самолюбия, которые надо учитывать в учебно-воспитательном процессе. Особенно следует принимать во внимание такие качества ребенка, как любовь к играм и боязнь одиночества.

Предназначение школы О. Декроли видел прежде всего в нравственном воспитании; обучать и воспитывать рекомендовал в тесной связи с природой, опираясь на деятельность и свободу ребенка. Школа должна работать, по его мнению, в тесном контакте с семьями учеников. Дети, считал Декроли, обладают от рождения некими эскизами и образами, обогащать которые должна школа. Важно привести обучение в соответствие с особенностями детского мышления, для чего необходимо вычленять в учебном процессе такие виды деятельности ученика, как наблюдение, измерение, нахождение ассоциативных связей. Наблюдение должно было ставить ребенка в контакт с материалом и фактом, измерение – сделать контакт осязаемым, ассоциативность – выработать абстрактное мышление, выражение – обеспечить формирование категориально-понятийного аппарата.

Например, в обучении родному языку Декроли использовал следующий метод. Дети изучали не отдельные слова, а фразы; на основе их анализировали грамматику, фонетику, синтаксис; материал для чтения составлялся из коротких историй, рассказанных самими детьми. По сравнению с обычным – фонетическим – такой метод оказался намного эффективнее.

В своей «школе для жизни, через жизнь» Декроли намеревался противостоять практике обучения в обычной школе, где, по его мнению, в достаточной степени не учитывались ни детские интересы, ни их эволюция, ни особенности детского мышления; предлагался недоступный детскому пониманию учебный материал; излишне большое место занимали знания, с которыми знакомили из книг и со слов учителя; формы и методы обучения не позволяли учащимся проявлять личную инициативу.

Основой обучения в школе О. Декроли стали «центры интересов», которые, по замыслу учредителя, обеспечивали эффективность образования, поскольку учитывали особенности восприятия и ступени развития мышления ребенка. О. Декроли считал, что основными детскими потреб­ностями являются потребности в питании, в защите от неблагоприятного климата, различных опасностей и врагов, в солидарности, труде, отдыхе и самосовершенствовании.

Важным компонентом обучения, по мнению О. Декроли, является учебный материал, почерпнутый из окружающей ребенка среды – живой и неживой природы, школы, семьи, общества.

Однако в целом программа школы Декроли не обеспечивала развития у детей широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний, а следование принципу свободы ребенка приводило к воспитанию в духе индивидуализма.

Педагогические опыты Декроли оказали влияние на деятельность массовой начальной школы Бельгии.

Литература

  1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. – С. 132–133.

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для пед. учеб, заведений / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – С. 392–393.

  3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энцикл., 1998. – Т. 1. – С. 249–250.