Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
Цель:показать историческую закономерность и сущность процесса возникновения научно-педагогического знания.
Задачи:
1. сформировать представления о предпосылках зарождения педагогики как науки;
2. охарактеризовать основные подходы в истории педагогической мысли к осмыслению проблемы педагогики как науки и «искусства» (практики) воспитания и образования личности ребёнка.
Основные понятия:
педагогическая идея, педагогическая концепция (теория), педагогика как наука, педагогика как «искусство» (практика) воспитания, предмет педагогики, факторы развития личности, принципы и правила обучения;
Коменский Я.А.: сенсуалистическое познание, дидактика, природосообразное воспитание и обучение, «пансофия» и «пангармония» в воспитании, «золотое правило» дидактики, ступени школьного образования, материнская школа, школа родного языка, классно-урочная система обучения;
Гербарт И.Ф.: целеполагание и цели воспитания, или «практическая философия», взаимосвязь теории с практикой, многосторонний интерес в обучении, структура процесса обучения, управление воспитанием, воспитывающее обучение;
Ушинский К.Д.: педагогическая антропология, народность в воспитании, теоретическая педагогика, опытная (практическая) педагогика;
Каптерев П.Ф.: педагогический процесс, единство семейного, школьного и общественного воспитания, педагогический идеал, общечеловеческое и национальное в воспитании, теория обучения.
План.
1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.
2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта.
3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.
4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.