logo search
ИПиО (озо) Бак

Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.

Цель:показать историческую закономерность и сущность процесса возникновения научно-педагогического знания.

Задачи:

1. сформировать представления о предпосылках зарождения педагогики как науки;

2. охарактеризовать основные подходы в истории педагогической мысли к осмыслению проблемы педагогики как науки и «искусства» (практики) воспитания и образования личности ребёнка.

Основные понятия:

педагогическая идея, педагогическая концепция (теория), педагогика как наука, педагогика как «искусство» (практика) воспитания, предмет педагогики, факторы развития личности, принципы и правила обучения;

Коменский Я.А.: сенсуалистическое познание, дидактика, природосообразное воспитание и обучение, «пансофия» и «пангармония» в воспитании, «золотое правило» дидактики, ступени школьного образования, материнская школа, школа родного языка, классно-урочная система обучения;

Гербарт И.Ф.: целеполагание и цели воспитания, или «практическая философия», взаимосвязь теории с практикой, многосторонний интерес в обучении, структура процесса обучения, управление воспитанием, воспитывающее обучение;

Ушинский К.Д.: педагогическая антропология, народность в воспитании, теоретическая педагогика, опытная (практическая) педагогика;

Каптерев П.Ф.: педагогический процесс, единство семейного, школьного и общественного воспитания, педагогический идеал, общечеловеческое и национальное в воспитании, теория обучения.

План.

1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.

2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта.

3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.

4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.