Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
Нужно не только услаждать и поучать, но в юноше надо будить силы, которые вели бы его дальше, побуждая к самостоятельной деятельности
Ф. Клейн
В приведенном высказывании выдающегося математика Ф. Клейна по существу содержится призыв к усилению внимания к поисковой активности ученика, развитию его творчества. Первая понимается как активность субъекта, направленная на изменение ситуации, расцениваемой как неприемлемая, или своего отношения к ней, при отсутствии определенного прогноза результатов своей активности, но при постоянном учете этих результатов. Творчество же расценивается, как способность человека действовать в неопределенных ситуациях. Учитель должен быть не передаточным механизмом, а активным соавтором содержания, которое доносит до воспитанников. Мы видим важнейшую задачу — персонифицировать это содержание: сделать его для ученика «своим», личностно значимым, способствовать созданию такой атмосферы, в которой ребенок «проживает» педагогический процесс, а не «отбывает» его (А. Н. Леонтьев). Возникает методическая проблема, каким образом в математическое содержание урока активно включить ценностные ориентации и установки на развитие творческого стиля мышления, формирование образа «Я» как активного субъекта деятельности. К основным резервам реализации мотиваци-онного аспекта традиционно относят историчность и прикладную направленность учебного повествования. Но они должны затрагивать основные внутренние психические процессы, происходящие в самой личности: «обретение смысла деятельности, формирование смыслового ядра личности, ее переживания, создание «внутреннего локуса оценивания», способность и потребность личности в собственном саморазвитии». Историзация математического образования — это процесс все более глубокого и полного проникновения в образование принципа историзма, внедрение системы историко-математических, историко-методологических и исторических знаний, которые создают условия для развития способностей учащихся. В случае ее личностной ориентации эта система оказывает эмоциональное воздействие на личность учащихся и становится компонентом его ценностных отношений. Регулярное использование технологии историзации школьного математического образования приводит к повышению качества усвоения конкретных математических знаний, необходимых для продолжения образования; способствует развитию личностно-смысловой сферы учащихся и мотивационного комплекса их учебной деятельности в области математики.
В условиях учебной дисциплины «Теория и методика обучения математике» реализуются основные методологические принципы проектирования методической системы обучения математике: принцип историзма, историко-генетический принцип, принцип соотношения между историческим и логическим, принцип параллелизма, принцип гуманизации и др., Перед нами поставлена задача не только выделить и описать различные средства историзации: содержательные (исторический очерк, исторический факт, историко-математическое сообщение, исторический экскурс, историческая беседа, историзм к математическим понятиям, историзм в задачах) и материальные (хронологические таблицы, портреты математиков, кабинет математики, модели из истории математики, плакаты по истории математики, историко-математическая литература), но и наполнить их предметным содержанием в рамках конкретных разделов математики («Комплексные числа», «Дифференциальное и интегральное исчисление»).
Наиболее сложными оказались подбор и разработка структуры историзма в задачах («именные» задачи, «старинные», «задачи историко-математического содержания», задачи «с исторической фабулой»). Мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что у учащихся вызывают восхищение и желание решить задачи, авторами которых являются не математики, а ярчайшие люди той или иной эпохи (императоры, полководцы, музыканты и писатели). Известные психологические эффекты возбуждения интереса к учебно-познавательной деятельности при решении старинных задач: эффекты новизны; занимательности; познавательного спора; неожиданности, удивления; художественности, яркости, эмоциональности; эмоционально-нравственных переживаний дополняют психологические приемы: постановка задач от лица литературного или исторического героя; составление оригинальных задач самими учащимися; историко-математические диспуты вокруг различных способов решения задач. Культурно-исторический дискурс совершается при обязательном использовании сведений о культурных и политических обстоятельствах, оказавших прямое или опосредованное влияние на развитие математики и ее преподавание. Материалы биографического характера показывают роль личностных факторов и межличностных отношений в развитии математики. Такая личностная ориентация историко-математической подготовки, выходя за пределы эпизодической, оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого и становится компонентом его ценностных отношений. У ученика формируется личное, личностное, психологическое отношение к предмету. Соответствующие материалы находят отражение в сборнике математических задач «Историческая шкатулка», в историко-математических турнирах и викторинах, в постоянном журнале «История математики и ее преподавания в лицах» и в разрабатываемом одноименном элективном курсе. Для этого курса характерны не только традиционные социально-утилитарные задачи (развитие интересов, углубление и упрочение знаний, подготовка к продолжению образования), но и ряд других:
воспитание интеллектуальных и моральных черт характера, эстетического чувства, способствование формированию важнейших интеллектуальных умений и мышления, способностей ума, формирование сознания;
воспитание эстетического восприятия математики, формирование представления об исторически взаимообусловленном единстве математики
с другими составляющими духовной культуры;
— формирование научного мировоззрения (знакомство с методологией математики, с математическим моделированием).
К. Спицына
(Елабуга)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: