logo search
doc

Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии

В настоящее время организация летнего отдыха и досуга детей очень раз­нообразна. На базах загородных лагерей кроме обычных смен проводится мно­жество специализированных: экономические, с изучением иностранных языков, экологические и др. Становится популярным и отдых детей за рубежом, появ­ляется множество предложений по организации детского отдыха в заграничных лагерях. Автор этой статьи работала летом 2006 года в Словакии (оздорови­тельный лагерь «Зорничка», расположенный в восточной части Карпат) и Бол­гарии (молодежный центр «Альбатрос», который находится на побережье Чер­ного моря недалеко от города Варна).

Следует отметить, что есть существенная разница в проведении смены в российских лагерях и лагерях, которые находятся за рубежом. Принимающая сторона стремится дать детям как можно больше информации о национальных особенностях и традициях своей страны. В связи с этим предлагается множест­во экскурсий по достопримечательным местам, эти экскурсии специально ори­ентированы на детские группы, то есть разрабатывается увлекательная про­грамма и включаются развлекательные мероприятия.

Родители, отправляющие детей в лагерь за границу, рассчитывают на то, что отдых ребенка будет интересным и комфортным. Поэтому организаторы смен делают основной упор на укрепление здоровья и свободное общение де­тей, а программа носит скорее досуговый, чем воспитательный или познава­тельный характер.

В лагере «Альбатрос» у российских школьников и студентов была воз­можность пообщаться со своими сверстниками из Сербии, Польши и других европейских стран. Кроме того, ребята могли посещать курсы разговорного английского языка, которые проводились профессиональным педагогом из США. В течение всего дня в лагере работали высококвалифицированные ани­маторы, организующие досуг школьников, ими ежедневно проводились зани­мательные викторины, творческие конкурсы, тематические вечера, спортивные мероприятия, развлечения на пляже.

В словацком оздоровительном лагере «Зорничка» большое внимание уделялось физическому воспитанию школьников. В течение смены проводи­лись спортивные игры «Арбузник» с элементами ориентирования на местности, «Преодолей себя» - восхождение на вершину потухшего вулкана, поход на вы­соту 1010 м над уровнем моря, спортивные олимпиады под классическим деви­зом «Citius, Altius, Fortius», чемпионаты по разным видам спорта. Успех этих мероприятий обусловлен техническим обеспечением лагеря: хорошо оборудо­ванные спортплощадки, бассейны, теннисные корты. Российские лагеря, к со­жалению, далеко не всегда могут предоставить школьникам возможность тако­го насыщенного отдыха.

Среди преимуществ зарубежных лагерей перед российскими можно от­метить то, что зачастую подобные детские центры находятся в биосферных за­поведниках или экологически чистых районах, где ребята могут укрепить свое здоровье. Кроме того, заметно отличаются условия проживания, обслужива­ние, техническое обеспечение лагеря.

Воспитательная работа внутри отряда в зарубежных лагерях обычно про­водится руководителем группы, который их сопровождает во время пути в ла­герь. Автором статьи проводились игры на сплочение, психологические тре­нинги, вечерние огоньки, что, безусловно, оказывало положительный воспита­тельный эффект на ребят.

На наш взгляд, даже в лагерях, ориентированных на развлечение, отдых детей должен включать в себя и хорошо организованную, продуманную воспи­тательную работу.

А.А. Подкидышев

(Рязань)

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Обучение и воспитание с применением игр трудно назвать таким уж ноу-хау. Об игровом обучении говорил еще К.Д. Ушинский. В XX веке игре уделя­ли внимание многие педагоги и психологи (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) Однако если мы берем период обучения в средней школе, то игры рассматриваются современными педагогами, как пра­вило, применительно к определенному учебному предмету. Нам бы хотелось обратить внимание на возможности применения игры во внеурочной деятель­ности, игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то об­ласти, а на их приобретение.

Как правило, эта дидактическая цель присутствует в образовательных иг­рах, но детям не сообщается, так как принято стимулировать познавательную активность учеников за счет определенных ролей, особых правил, каких-то по­ощрений при этом, не акцентируя их внимания на том, что они приобретают новые знания. Идет, если так можно выразиться, «непроизвольное обучение».

Между тем в России существует ряд игр, в которых участников заранее настраивают на то, что им придется через определенный и довольно короткий промежуток времени ответить на вопрос, который они никогда не слышали и ни по одному предмету не изучали, то есть продемонстрировать, что они имен­но «приобрели» знания. В первую очередь мы имеем в виду игру «Что? Где? Когда?».

Нельзя сказать, чтобы в школах никогда не пробовали использовать эту игру. Однако, как правило, под таким названием проводятся обычные виктори­ны по одной из учебных дисциплин. К этому надо добавить также главный, на наш взгляд, минус и использования «Что? Где? Когда?» и вообще использова­ния игр в обучении и воспитании - их одноразовость. Проведение одной игры в год или даже в учебную четверть не оказывает такого большого воспитательно­го эффекта, какого хотелось бы достичь.

«Что? Где? Когда?», вероятно, ранее привлекала и сейчас привлекает внимание многих учителей, а также организаторов внеклассной деятельности.

Но брать игру в том виде, в каком она проходит на экранах телевизоров, мало кто решается. Почему? Во-первых, на наш взгляд, потому, что трудно органи­зовать подобное действо, а во-вторых, потому, что не менее трудно привлечь к этому действу интерес учеников. Нисколько не споря с тем, что и то и другое, действительно, совсем не так уж легко, нужно отметить - сложно, но можно.

Вот уже почти 6 лет в средней школе № 106 города Сасово существует школьный интеллектуальный клуб, созданный «по образу и подобию» телеви­зионной игры «Что? Где? Когда?». В клубе состоят ученики 9—11 классов средней школы № 106. Всего за почти шестилетнюю историю клуба за игровым столом побывало 253 человека (не так мало для школы, где на данный момент обучается около 450 человек), причем больше половины из них участвовало в играх не единожды (рекорд клуба - 17 игр - был установлен выпускницей 2003 года Анной Барабановой).

За это время, конечно, многое менялось, но изначально и впредь сохра­няются главные черты, собственно и формирующие образ игры «Что? Где? Ко­гда?». Это - команда из 6 человек, наличие 12 вопросов, которые носят не ре­продуктивный характер и не принадлежат к тем или иным учебным предметам, одна минута на обсуждение, возможность досрочного ответа, и, главное, мно-горазовость, периодичность проведения игр. Серии игр проводятся два раза в учебный год в первом и втором семестре.

Структура серий в школьном интеллектуальном клубе с годами усложня­лась, структура же отдельных игр оставалась неизменной. Правила практически те же самые, что и в телевизионном клубе. Шестерка знатоков получает вопрос и должна за одну минуту дать на него правильный ответ, игра идет до тех пор, пока знатоки не выиграют (или не проиграют) шесть вопросов. Вопросы разли­чаются по сложности и имеют определенную стоимость (от 10 до 100 очков), присутствует также вопрос «Зеро», традиционно оцениваемый в 0 очков, но очень престижный сам по себе. Одна игра, образно говоря, является единицей процесса обучения и воспитания, осуществляемого в нашем клубе.

Детей в клубе в первую очередь привлекает внешняя сторона дела, - ведь они исполняют роль знатоков и все связанные с этим «ритуалы», которые раньше наблюдали по телевизору. В школьном интеллектуальном клубе играют только «господа знатоки», и каждому из них хотя и непривычно, но приятно слышать в свой адрес не «Сережа» или «Тема», а «господин Зубров» или «гос­подин Фокин». С появлением в клубе волчка и круглого игрового стола дети еще больше ощущают сопричастность той взрослой игре, которую они видят на телеэкране.

Важным фактором в привлечении интереса детей служит и постоянно создаваемая ситуация успеха. Один-два вопроса за игру удается выиграть прак­тически каждой команде, и осознание того, что ты сам, ниоткуда не списывая, не заглядывая в учебники и тетради, смог ответить на вопрос, окрыляет юных знатоков. Между тем выиграть несколько вопросов и выиграть игру - совсем не одно и то же, и мало кому удается победить с первого же раза, что еще больше

«подхлестывает» активность (по принципу «уж теперь-то, мы точно выигра­ем»).

Для детей, настроеннных в первую очередь не на командную, а на лич­ную победу, в клубе существует широкая система рейтингов. Все ответы (пра­вильные и неправильные) тщательно учитываются. Знатоки набирают очки, бо­рются за то, чтобы занять в рейтинге высокое место. На этом система отличий не заканчивается. Наряду с обычными знатоками существует такая категория, как «член школьного интеллектуального клуба». За особо удачно проведенную игру или несколько игр, проведенных на стабильно высоком уровне, знатоки могут быть приняты в члены клуба. На данный момент таковых насчитывается 37. Но и это еще не все. По итогам каждой серии определяется лучший игрок серии игр, который получает, соответственно, медаль лучшего игрока и приз -сову (в разное время, в качестве такого приза использовались мягкие игрушки в виде совы, фаянсовые и перовые фигурки, а также изделия скопинской керами­ки). Если сравнивать с «взрослой» игрой, то нетрудно догадаться, что звание «лучший игрок серии» соответствует званию «обладатель хрустальной совы».

Участвуют ребята и в составлении вопросов. Получается не у всех, но есть несколько знатоков, чьи вопросы часто попадают на игровой стол. За три года учебы в старших классах ребята привыкают к клубу, и им трудно смириться с тем, что по окончании школы они больше не смогут поучаствовать в любимой игре. Для того, чтобы немного сгладить это расставание, раз в год, в день встре­чи выпускников, проводится так называемая «Игра года», в которой принимают участие только знатоки, уже закончившие школу. По итогам игры года выбира­ется, соответственно, Лучший игрок года, который получает переходящий приз -большую сову (сами знатоки дали ей имя Фрося).

Эффективность работы школьного интеллектуального клуба очевидна. Игры «Что? Где? Когда?» представляют собой готовое пособие для обучения приобретению знаний, анализу полученной информации и другим логическим операциям. Конечно, можно учиться и другими способами, но нужно отметить, что все выпускники средней школы № 106 города Сасова, принимавшие актив­ное участие в играх школьного интеллектуального клуба, поступили именно в те учебные заведения, в которые и планировали. Сейчас одни из них учатся в вузах Рязани, Коломны, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, другие получают среднее специальное образование в самом Сасове, районных центрах Рязанской области, Рязани, Москве, Краснодаре.

Такая форма организации внеурочной деятельности старшеклассников как школьный интеллектуальный клуб, на наш взгляд, обладает большим по­тенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, поэтому остается лишь предложить всем желающим попробовать перенять наш опыт, и, кто знает, возможно, результаты окажутся еще более впечатляющими.

Н.В. Попова Ю.А. Чистякова

(Рязань)