logo search
doc

Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся

Трудно спорить с утверждением о том, что самочувствие школьников оказывает воздействие на успешность их учебной деятельности. Однако возни­кает закономерный вопрос: «А можно ли улучшить самочувствие учеников не­посредственно во время урока? В качестве приема, предположительно влияю­щего на самочувствие учащихся, мы выбрали паузу отдыха продолжительно­стью 2 минуты, которую можно было включать в ход урока.

В начале урока по психофизиологии, проводимого 1 раз в неделю, мы объявляли учащимся паузу для отдыха, в течение которой предлагали им отды­хать и не заниматься никакой деятельностью. Эту процедуру мы повторяли в течение 4-х уроков на протяжении 4-х недель.

Целью нашей работы было определить, влияет ли специально объявлен­ная пауза для отдыха во время урока на самочувствие учащихся.

Наша гипотеза заключалась в предположении о том, что непродолжи­тельная двухминутная пауза для отдыха может положительно повлиять на са­мочувствие учащихся.

Экспериментальная проверка данной гипотезы проводилась в школе № 38 г. Рязани с учащимися общеобразовательного класса 9 «В» (n = 27). Са­мооценку субъективного состояния мы проводили по аналогии с известным графическим тестом самооценки Дембо - Рубинштейн. При обработке резуль­татов качественные графические значения переводили в количественно-цифровые в диапазоне значений от +1 до -1. Таким образом, от каждого испы­туемого мы получали субъективную оценку уровня функционального состоя­ния (самочувствия), выраженную в долях единицы. Эти данные можно было обрабатывать количественными статистическими методами.

Наши исследования должны были показать, влияет ли кратковременный отдых на самочувствие учащихся, а если влияет - то в каком направлении и в какой степени. Мы можем предположить 3 варианта влияния отдыха на состоя­ние учащихся:

Исследования показали, что после проведения пассивного отдыха само­чувствие в каждой пробе вопреки нашим ожиданиям не улучшалось, а ухудша­лось по сравнению с исходным уровнем. Эта тенденция наблюдалась во всех четырёх пробах. Особенно это было заметно в последней пробе (понижение уровня самочувствия от 0,38 до 0,27).

Но в то же самое время мы заметили и другую тенденцию. Она заключа­лась в том, что от одной пробы к другой происходил рост исходных показате­лей самочувствия, которые школьники регистрировали до начала паузы отдыха. Этот рост шел от первых проб к последующим, достигал некоторого предела, а далее чуть снижался. Рост начинался от минимального среднего значения 0,07 ± 0,54 в первой пробе и доходил до максимального значения в третьей пробе - 0,42 ± 0,52. Это существенный прирост показателей самочувствия.

При сравнении в разных пробах итоговых показателей самочувствия (снятых после паузы отдыха) мы также наблюдали прирост этих показателей от первой пробы к третьей (от 0,05 ± 0,59 до 0,38 ± 0,66), а затем некоторое сни­жение на 4-й пробе (0,26 ± 0,6).

Таким образом, хотя каждая отдельная пауза отдыха ухудшала показате­ли самочувствия по сравнению с исходными, в серии из нескольких проб пока­затели самочувствия изменялись в сторону улучшения от первых проб к после­дующим.

Также нам было интересно узнать, способны ли школьники различать та­кие понятия как «настроение» и «самочувствие». Для этого мы провели парал­лельно два тестирования - самооценку самочувствия и самооценку настроения до и после проведения паузы отдыха.

В ходе исследований мы обнаружили интересную закономерность: на диаграмме, составленной по данным, оценивающим самочувствие, соотноше­ние показателей в каждой пробе до и после отдыха было практически одинако­вым. Это можно объяснить тем, что самочувствие является довольно стабиль­ным показателем, более стабильным, чем настроение.

В противовес этому, показатели настроения довольно значительно коле­бались в разных пробах. После паузы отдыха настроение могло как повышать­ся, так и понижаться. И, следовательно, соотношение показателей, полученных до и после отдыха, в разных пробах было различным.

Мы можем объяснить это наблюдение тем, что самочувствие относится к физиологической сфере и относительно меньше зависит от тех факторов, ко­торые влияют на настроение.

Также полученные нами различия в данных, отражающих настроение и самочувствие, свидетельствуют и о том, что дети могут дифференцировать эти показатели, то есть различают такие понятия как «настроение» и «самочув­ствие».

Интересным нам представляется и то наблюдение, что настроение мало зависит от самочувствия. Из этого можно предположить, что плохое настрое­ние не обязательно является следствием плохого самочувствия. Это взаимо-влияющие характеристики, но не всегда между ними существует жесткая связь.

Выводы:

  1. Выдвинутая нами гипотеза о том, что непродолжительная двухминут­ная пауза для отдыха может положительно повлиять на самочувствие учащих­ся, подтвердилась лишь частично.

  2. Каждая отдельная пауза отдыха незначительно ухудшала показатели самочувствия по сравнению с исходными показателями, регистрируемыми до начала проведения отдыха.

  3. В то же время, в серии из 4-х проб показатели самочувствия изменя­лись в сторону улучшения от первых проб к последующим.

  4. Мы выяснили, что учащиеся дифференцируют такие понятия как «на­строение» и «самочувствие» и дают им разную оценку.

Т.А. Игнатова Е.В. Пучкова

(Рязань)