logo search
ИПиО (озо) Бак

I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо(1712-1778) был одним из первых мыслителей, который подверг резкой критике современное ему воспитание, подавлявшее личность ребёнка, не учитывавшее возрастных и индивидуальных особенностей детей, и противопоставил ему так называемое естественное свободное воспитание. Концепция свободного воспитания нашла наиболее полное обоснование в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762). В этом произведении был представлен идеал воспитания, необходимый для вхождения в общество «свободы, равенства, братства».

Методологической основой концепции свободного воспитания Руссо явились:

• теория естественного права (Дж. Локк), т.е. права на свободу и собственность, которое людьми было добровольно передано государству;

• философская идея сенсуалистического познания окружающего мира;

• деизм (двойственность) в отношении веры человека в бога;

• отрицание культуры в развитии цельной личности;

• идея природосообразности в понимании закономерностей развития человека, его воспитания;

• идея гуманного отношения к ребёнку, признание его права на самодеятельность и активность.

Анализируя работу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», следует обратить внимание на нижеследующие вопросы.

 В чём автор видит цель и сущность естественного воспитания? Какая роль в этом процессе принадлежит природе?

 Какую возрастную периодизацию предлагает Руссо и какие рекомендации даёт по содержанию воспитания, исходя из идеи естественного свободного развития личности ребёнка?

 Какие методы, приёмы воспитания и обучения предлагает Руссо для достижения идеала свободной личности?

 Каково мнение Руссо относительно дисциплины ребёнка, его наказания?

 Какую роль Руссо отводит воспитателю?

В качестве дополнительного материала возможно привлечь критические рассуждения об идеале свободного воспитания Руссо и путях его достижения известного русского мыслителя конца XIX– началаXXвв. С.И. Гессена. В работе «Основы педагогики…» (гл. 1) он показывает причины идеализации Руссо идеи свободы в воспитании. По его мнению, главная из них – неприятие Руссо культуры как фактора, пагубно воздействующего на человеческую природу. Выражая своё несогласие с позицией Руссо, Гессен отмечает, что следствием этого является пропаганда «анархизма с его идеалом независимой личности, свободной, верной самой себе и подчиняющейся лишь голосу непогрешимого чувства – совести» (с. 46).

 Дискуссионные вопросы.

1. Как следует понимать слова Ж.-Ж. Руссо?

► «Если свобода детей не искажена по нашей вине, они не захотят ничего бесполезного».

► «Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека».

2. Руссо утверждал, что «воспитание есть искусство»; Гессен, оппонируя Руссо, отмечает, что для Руссо – это «уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания» (с. 47). Согласны ли Вы с такой оценкой?

Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «Ж.-Ж. Руссо о личности ребёнка и факторах её развития».

▫ «Принцип природосообразности в педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо».

▫ «Дидактические взгляды Руссо в контексте свободного воспитания личности».

▫ «Концепция естественной свободы воспитания Ж.-Ж. Руссо в оценке С.И. Гессена».