logo
Урунтаева Г

§ 3. Развитие внимания в раннем детстве

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходь­ба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выби­рает объект, на который направляет внимание.

Освоение назначения, функций предметов, совершенствова­ние действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой — совершенствовать свойства самого внимания — распре­деление, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внима­ние не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать корот­кую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они со­провождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого. Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

И все-таки, несмотря на то что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8—10 мин, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул ба­ночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит

156

по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с кук­лой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фикси­рует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлека­тельность, угасает и внимание к ним.

Особенности развития внимания в раннем детстве: