§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называ-
72
емый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник трех-четырех лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Пример. Наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).
Ваня (подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.): Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня (быстро смывает пену с рук, обращается к Кате): Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей четырех-пяти лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Пример. Наблюдение за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Ал е н а (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обра-
73
щается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! {Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В пять-семь лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим. «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Пример. Наблюдение за Машей К. (6 лет 11 мес).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Маша (заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки): Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном детстве техническая сторона культурно-гигиенических навыков продолжает совершенствоваться. На четвертом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец). Они усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол, полоскать рот после обеда. Они должны уметь пользоваться салфеткой, вытирая ею губы, пальцы. Малышей приучают чистить зубы, замечать неполадки во внешнем
74
виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
На пятом году жизни дети умеют обслуживать себя: одеваться, раздеваться более тщательно. Они уже могут мыть с мылом шею, лицо, уши, знают порядок выполнения каждого действия, начинают замечать непорядок во внешнем виде друг друга и в окружающей обстановке. Они должны уметь чистить зубы на ночь, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой после еды, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.
Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию могут выполнять намного быстрее и точнее. У них должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены: быть опрятным и аккуратным, уметь привести в порядок прическу, костюм, следить за чистотой тела. Дети должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться вилками, ножами, есть аккуратно.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свре поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
75
Пример. Наблюдение за Леной Д. (4 года).
Вопросы и задания
Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (Возмущенно.) Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступают положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастают сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети шести—семи лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
складываются первые бытовые привычки;
ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Как протекает освоение бытовых процессов в младенчестве?
Какова роль режима дня в организации жизни ребенка в младенческом, раннем и дошкольном детстве?
Опишите особенности формирования культурно-гигиенических навыков в раннем детстве.
Раскройте взаимосвязи освоения бытовой деятельности с развитием предметной в раннем детстве.
Какие правила поведения осваивает малыш в раннем детстве?
Проследите, как изменяется отношение ребенка к культурно-гигиеническим навыкам и правилам поведения на протяжении дошкольного возраста.
Какие привычки бытового поведения формируются у дошкольника?
Какова роль бытовой деятельности в психическом развитии?
Литература
Гигиенические основы воспитания детей от 5 до 7 лет / сост. В. И.Те-ленчи. — М., 1987.
Каплан Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер. — М., 1980.
Кольцова М. М., Знаменская А. Н. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. — М., 1965.
Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972.
Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — М, 1975.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.
Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков//Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5.
76
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе