§ 1. Принципы изучения психики ребенка
Любая наука начинается со сбора фактов. Поэтому она должна прежде всего ответить на вопросы: как собирать необходимые факты? с помощью каких методов фиксируют, регистрируют, выявляют психологические факты, накапливают их, чтобы затем подвергнуть теоретическому анализу?
Рассматривая природу психологического факта, С.Л.Рубинштейн, А.А.Люблинская, А.В.Петровский и др. подчеркивали, что он имеет существенную специфическую особенность: составляя внутреннюю сущность человеческих проявлений, такой факт доступен изучению лишь опосредованно. Например, ребенок испытывает радость от того, что нарисовал рисунок. Внешне это выражается в мимике, пантомимике, речевых высказываниях. Но само психическое явление, в данном случае — переживание радости, остается скрытым. Чтобы изучить это переживание, и используют специальные методы.
Основными фактами, которые использует исследователь, являются социальное поведение, физические и умственные действия ребенка и его речь, так как в них прежде всего объективируются психические процессы и состояния. В социальном поведении проявляются особенности социальной активности ребенка, то, как он устанавливает контакты со взрослыми и сверстниками и какие, с какими сторонами окружающей действительности взаимодействует. За разнообразными по сложности, характеру, структуре, направленности действиями ребенка всегда стоят те или иные побуждения, потребности, цели, мотивы. В речи ребенок выражает цели своей деятельности, раскрывает причины поведения, разъясняет свое понимание явления или события. Уровень овладения речью может выступать показателем психического развития.
В качестве дополнительных психологических фактов рассматриваются выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи, в которых выражается общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что делает малыш или о чем он говорит. От объективно собранных психологических фактов зависит ход дальнейшего исследования. А сбор фактов в свою очередь зависит от того, насколько исследователь владеет методами изучения детской психики.
29
но отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.
Пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:
капризность как устойчивая характеристика личности малыша;
переутомление или болезнь ребенка;
переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;
недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т.д.
Таким образом, один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины.
Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.
Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М.Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.
Пример. «Фотографическая запись» наблюдения за Леной Ш. (4 года 3 мес).
Воспитатель: Ребята, сейчас пойдем в раздевалку и будем одеваться на прогулку.
32
Лена подходит к шкафчику, открывает его, садится на скамейку, снимает носки, кладет в тапочки и ставит в шкафчик, берет колготки и рейтузы, садится на скамейку, надевает колготки, на них — рейтузы, достает из шкафчика и надевает свитер, подходит к воспитателю и просит: «Заправьте мне, пожалуйста, платье».
Воспитатель заправляет платье.
Лена: Спасибо... Так хоть не попадет ветер.
Подходит к шкафчику, достает и надевает шубу, затем шапку.
Воспитатель: Давай я шапку завяжу.
Л е н а: Не надо. Я сама могу. (Завязывает шапку, делая несколько попыток. Садится на скамейку, надевает сначала левый, потом правый сапог. Встает и подходит к воспитателю. Снова просит.) Застегните пуговицу только верхнюю. Остальные я сама.
Воспитатель застегивает верхнюю пуговицу. Остальные девочка застегивает сама. Воспитатель завязывает Лене шарф.
Лена: Нет, я вот так (затягивает шарф потуже). А теперь варежки.
Воспитатель надевает ей варежки.
Лена: Спасибо*.
Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.
Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.
* Здесь и далее использованы оригинальные протоколы, полученные в исследованиях под руководством автора.
t 33
£ Урунтаева JJ
Так, если для эксперимента требуются картинки на белом фоне, то не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоновые реакции. Наоборот, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветовом фоне. Инструкция эксперимента, т. е. формулировка задания, заучивается наизусть и при необходимости повторяется ребенку без изменения. Предварительный выбор материала, формулирование инструкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотипные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение. Именно варьирование его условий позволяет выявлять закономерности и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, наличие четких критериев анализа, схемы фиксации результатов дают возможность собрать богатый фактический материал и достаточно легко его обработать. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной стороной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изучив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких представлений о психике в целом.
Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
Лабораторный эксперимент требует определенной аппаратуры, например, для регистрации движений глаз, изменений, происходящих в сосудистой, мышечной или нервной системе, и поэтому проводится в специально оборудованном помещении. Искусственность обстановки усиливается тем, что экспериментатором выступает незнакомый ребенку человек или ребенок его вообще не видит.
Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф.Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения — естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия для той или иной деятельности детей непосредственно в группе детского сада, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.
Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств.
34
Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
Для изучения взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое они занимают в группе сверстников, применяется социометрический эксперимент. Детям задают ряд вопросов: «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?», «С кем бы ты хотел дежурить?» и т. п. — или предлагают сделать «выбор в действии», т. е. по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, открытки, игрушки и т. п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу — социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет.
Еще одним видом психологического эксперимента являются тесты. Тест представляет собой систему специально разработанных заданий для определения развития у ребенка различных психических процессов и качеств. Тесты направлены на сравнение детей по уровню общего умственного развития, знаний и умений, психических процессов и качеств. Это сравнение осуществляется на основе предварительно установленных норм для детей того или иного возраста и позволяет выявить, отстает, опережает или соответствует развитие ребенка норме. Но, фиксируя степень успешности решения задач, тесты не вскрывают ее причины.
Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Подчеркнем, что дети очень склонны к подражанию друг другу, легко отвлекаются, поэтому иногда необходимо исключить контакты ребят между собой. Для этого детально продумывают обстановку, чтобы она не содержала отвлекающих раздражителей. То есть не используют для эксперимента спортивный зал, театральную, зоологическую или комнату сказок, выбирают, как посадить малыша, чтобы он не отвлекался и одновременно не чувствовал дистанции между собой и взрослым, которая может привести к возникновению психологического барьера.
Лучше всего посадить малыша спиной к окну за маленький детский стол, а взрослому сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение ко взрослому. Не следует отрывать малыша от интересного занятия, навязывать ему задание, нужно попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Не хочешь ли ты порисовать?», «Я принесла тебе игрушки, давай их посмотрим». Если ребенок отказывается, то предложение повторяют спустя
35
некоторое время. Участие в исследовании не должно превратиться для малыша в обязанность. Чтобы не использовать экспериментальный материал для установления контакта, следует запастись картинками, бумагой, карандашами. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился, а потом непосредственно перейти к эксперименту. Исследование не может быть длительным (не более 10 — 20 мин). Оно прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Для проведения исследования в детском саду наиболее благоприятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотографически» фиксируются в протоколе.
Пример. Запись эксперимента с Наташей В. (5 лет 9 мес).
Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: «Наташа, запомни как можно больше картинок».
Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повторять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).
Экспериментатор: Запомни как можно больше картинок.
Наташа смотрит на картинки.
Экспериментатор через 20 с убирает картинки, обращается к девочке: «Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила».
Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?
Экспериментатор: Больше не помнишь?
Наташа: Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.
Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод с целью выяснения знаний, представлений, отношения ребенка к предметам, событиям, явлениям, людям и их поступкам, к самому себе. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по следующим признакам: она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно.
Составление вопросов для беседы — очень ответственный этап исследования и большое искусство. Вопросы не должны подсказывать ребенку какой-либо ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?» Не следует использовать слова с неоднозначным толкованием или неясным ребенку значением, слова, не знакомые ему. Полное представление об изучаемом явлении дают не однозначные ответы, а развернутые и мотивированные, поэтому важно стараться получить именно такой ответ. Можно попросить у малыша: «Объясни, почему ты так думаешь. Расскажи». Подчерк-
36
нем, что существуют темы, вызывающие у ребенка отрицательные переживания, которых он предпочитает не касаться. Поэтому беседа требует особого такта. Беседа должна продолжаться не более 10—15 мин. Разговаривая с ребенком, желательно вызвать у него интерес к теме беседы. Беседу можно проводить в двух формах: с использованием дополнительного материала (сказки, картинки, рисунки, игрушки) или как словесный диалог. Причем чем старше дети, тем больше места занимает вторая форма. Результаты беседы также «фотографически» фиксируются в протоколе.
Пример. Запись беседы о трудовой деятельности с Катей С. (4 года 6 мес).
Экспериментатор: Катя, ты дома маме помогаешь, трудишься дома?
Катя: Да, помогаю.
Экспериментатор: А что ты делаешь?
Катя: Я мою посуду, делаю уборку в своем кукольном уголке, игрушки собираю. После игры делаю домик, он у меня стоит посередине.
Экспериментатор: Зачем ты трудишься: моешь посуду, делаешь уборку?
Катя: Я маме помогаю.
Экспериментатор: Катя, если к тебе в гости придет маленький мальчик или девочка, которые ничего не умеют делать, какой работе ты их научишь?
Катя: Я их научу мыть посуду, делать уборку и еще чему-нибудь научу.
Экспериментатор: А как бы ты стала учить девочку мыть посуду?
Катя: Я бы взяла грязную тарелку, тряпку, и намылила ее, и стала мыть. А девочке сказала бы: «Смотри, как я мою».
Экспериментатор: Что тебе говорит мама, когда ты выполнила работу?
Катя: Она меня благодарит, говорит: «Молодец».
Экспериментатор: Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устала, что ты будешь делать?
Катя: Если не получается, я попрошу мою маму помочь мне. Она объяснит, и все получается. А если я устала, пойду и скажу маме, что я устала немножко и пойду полежу, а может, поиграю.
Экспериментатор: А если мама занята и она попросит тебя ей помочь?
Катя: Я быстро мою, убираю.
Экспериментатор: Если мама сказала тебе: «Ты хорошо потрудилась», как ты думаешь, что это значит?
Катя: Это значит, что я все сделала хорошо. Все выполнила, что попросила мама. Сделала быстро.
Для того чтобы анализ беседы был точным, беседу обычно используют в сочетании с другими методами. Взрослый при этом
37
ориентируется на степень развитости и умение ребенка полно и точно передавать свои мысли.
Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от трех до семи лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов детской деятельности, таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и пр. При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления об окружающем мире, людях и предметах. Продукты деятельности дают богатейший материал для исследования, что позволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.
Пример. Мальчик, 6 лет 7 мес, выполняя рисунок на тему «Новогодний праздник», на середине альбомного листа изобразил черной краской птичку (как он потом объяснил — гадкого утенка). За ней по всему остальному пространству листа располагались темно-синие пятна (следы).
В ходе исследования выяснилось, что этому мальчику мама не успела принести костюм на новогодний утренник. Поэтому он не смог прочитать стихотворение, которое долго готовил. В рисунке ребенок в образной форме выразил свои переживания, которые в речи не нашли отражения.
Богатейший материал для исследования дают сказки, сочиненные ребенком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических представлений и моральных суждений, а также образного обобщения.
Пример. Рассмотрим сказку «Как тигренок заступился за маленького зайца», сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес).
Жил-был зайчик. И видит — ежик идет. Зайчик спрашивает: «Как тебя зовут?» — «Меня — колючка. А тебя?» — «А меня — попрыгун». И они подружились. Некоторое время прошло, и еж стал нечестным. Однажды заяц принес вкусную морковку. И сказал еж: «Дай мне эту морковку всю». А когда заяц ушел, он сам слопал ее. А когда заяц пришел, он говорит: «А где морковка?» Еж говорит: «Я ее не ел». И сказал заяц: «Ты все врешь! Ты ее съел. Ты — плохой друг». И еж тогда обиделся и ушел. Так они рассорились. А потом еж сказал: «Давай подружимся». Заяц говорит: «Нет, ты нечестный». Еж тогда еще больше надулся и стал колоть зайца. Заколол еж зайца своими иголками. И вдруг из леса вышел тигр и сказал: «Что здесь происходит?» А заяц говорит: «Еж меня колет». А тигр сказал: «Зачем ты его колешь?» И так зарычал, что еж в комочек свернулся. И долго не вылезал. А заяц с тигром подружились и никогда не ссорились.
38
Подводя итог, можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе