logo
Урунтаева Г

§ 2. Развитие памяти в раннем детстве

В раннем детстве, когда ребенок учится ходить, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начина­ется новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овла­дению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно-гигиенических навыков и основных движений. Движения ребенка становятся бо­лее точными, легкими, координированными, что обеспечивает малышу автономию от взрослого, расширение сферы самостоя­тельности. В этот период образ памяти уже более гибок и подви­жен. У ребенка формируются представления об объектах, удален­ности, размере, направленности движения, выполняемых действи­ях, событиях. Малыш узнает предмет вне связи с ситуацией, в которую он включен, идентифицирует его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы незави­симо от их пространственного расположения.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из про­цесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и

199

узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5 — 2 мес, а на третьем — объекты, которые воспринимал год назад).

Запоминание и воспроизведение имеют непроизвольный ха­рактер. Запоминается то, что включено в какую-либо практиче­скую деятельность, вызвало тот или иной эмоциональный отклик, интерес, непосредственно нужно. Образы всплывают под влияни­ем каких-либо впечатлений, сходных с ранее воспринятыми.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к актив­ной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамма­тики родного языка, развитием понимания и произношения. Рас­ширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводят к тому, что малыш начинает понимать некоторые нрав­ственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя», «Как надо и как не надо делать»

Особенности памяти в раннем детстве: