logo
Урунтаева Г

§ 4. Возрастная периодизация психического развития

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагоги­ческой практики. Ее решение, с одной стороны, связано с пред­ставлениями о движущих силах и условиях психического разви­тия, а с другой — влияет на стратегию построения системы обра­зования подрастающего поколения.

Исторически первой была предложена — в рамках теории ре­капитуляции — периодизация, основанная на биогенетическом законе. Но, будучи построенной на одном внешнем признаке пси­хического развития, она не могла раскрыть его сущность. Позднее была предложена довольно удачная периодизация, основыва­ющаяся на ступенях воспитания и обучения детей, поскольку, действительно, процессы детского развития тесно связаны с вос­питанием ребенка, а оно само опирается на огромный педаго-24

гический опыт. Если же за основу периодизации выбирается ка­кой-нибудь один, пусть и объективный, внутренний признак или какая-либо сторона развития (например, психосексуальное в пси­хоанализе З.Фрейда), то такая периодизация затрагивает лишь эту одну сторону психического развития. Так, чрезвычайно попу­лярные в современной психологии периодизации психического развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона раскрывают закономерности ста­новления одна — интеллекта, а другая — личности ребенка.

В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л.С.Выготский. Для возраста как объективной категории, по его мнению, характерны следующие моменты: хронологические рам­ки отдельного этапа развития, специфическая социальная ситуа­ция развития, качественные новообразования. Под социальной си­туацией развития Л.С.Выготский понимал складывающееся к началу каждого возрастного этапа развития своеобразное, специ­фическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его со­циальной средой. На всем протяжении периода возрастного раз­вития социальная ситуация определяет динамику психического развития и возникающие новообразования, а также формы и путь, по которому они приобретаются.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразова­ния в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к но­вой стадии развития.

Каждый возраст представляет собой целостную структуру, а не совокупность отдельных особенностей. В нем есть центральное но­вообразование, ведущее для всего процесса развития и характе­ризующее перестройку личности ребенка на новой основе. Вокруг центрального новообразования группируются все остальные, част­ные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам лично­сти ребенка. С центральным новообразованием связаны централь­ные линии развития, а все остальные — с побочными. На следую­щей стадии центральные «линии развития предыдущего возраста становятся побочными, а побочные выдвигаются на первый план. Таким образом, значение и удельный вес отдельных линий раз­вития в структуре возраста меняются, перестраиваются на каж­дой стадии.

В процессе развития происходит чередование стабильных и кри­тических периодов. В стабильных периодах постепенно, медленно и неуклонно накапливаются количественные изменения, чтобы обнаружиться в критических периодах в виде скачкообразно воз­никающих необратимых новообразований. В критические периоды

25

происходит перестройка социальной ситуации развития, связан­ная с изменением взаимоотношений ребенка с социальной ере-дой и его отношением к самому себе. Критические периоды ха­рактеризуются прежде всего тем, что границы, определяющие начало и конец кризиса, неотчетливы. Они начинаются и закан­чиваются незаметно. Но хотя кризисы — относительно краткие •] стадии, при неблагоприятных стечениях обстоятельств они могут растягиваться.

Критические периоды достаточно бурные, поскольку изме- I нения, происходящие в развитии, оказываются очень значи­тельными. Для взрослых ребенок в эти периоды трудновоспитуем. Он находится в постоянном конфликте с окружающими, а также зачастую с самим собой. Упрямство, капризы, аффективные вспышки и подобные формы поведения становятся типичными. Педагогические воздействия, которые раньше успешно применя­ли взрослые по отношению к ребенку, теперь оказываются недей-ственными. Развитие во время кризиса имеет как бы негативный характер: то, что приобретено на предыдущей стадии, распадает­ся, исчезает. Кризисные периоды характеризуются обострением противоречий между новыми потребностями ребенка и старыми, отжившими формами его взаимоотношений со взрослыми.

Теоретические представления о сущности детства и возраст­ной периодизации Л. С. Выготского получили дальнейшее разви­тие в трудах Д.Б.Эльконина. Он считал, что следует говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», что­бы не противопоставлять ребенка обществу. Детство имеет кон­кретно-исторический характер, а все деятельности ребенка — со­циальное происхождение. Они общественны не только по проис­хождению, но и по содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры имеет активный, деятельност-ный характер. Он активно познает окружающий мир — мир пред­метов и взаимоотношений между людьми, включаясь в две систе­мы отношений: «ребенок—вещь» и «ребенок—взрослый». При этом вещь содержит в себе кроме физических свойств общественно выработанные способы действия с ней, т.е. о ней можно гово­рить как об общественном предмете, которым ребенок должен научиться действовать, а взрослый не только имеет индивиду­альные особенности, но и выступает как представитель какой-то профессии, носитель каких-то видов общественной деятельно­сти, их задач, мотивов и норм отношений, т.е. как общественный | взрослый.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет со­бой единый процесс, в котором формируется личность ребенка, но этот единый процесс расщепляется, раздваивается на две груп­пы деятельностей.

26

Первую составляют деятельности, развертывающиеся в систе­ме «ребенок—общественный взрослый». Внутри них происходит ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельно­сти и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми.

Вторую составляют деятельности, развертывающиеся в систе­ме «ребенок — общественный предмет». Внутри них происходит усвоение ребенком общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. В деятельности первого типа в основном развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельности второго типа формируются операционально-технические возможности ребенка.

Д. Б.Эльконин формулирует закон чередования, периодично­сти разных видов деятельности в психическом развитии: за дея­тельностью одного типа следует деятельность другого типа, за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов. Периодизация детского развития согласно этому закону представлена в табл. 1.

Таким образом, в развитии ребенка есть три эпохи: раннее дет­ство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два

Таблица 1

Периодизация психического развития

Эпоха

Возрастной период

Ведущая деятельность

Сфера действитель­ности, которая осваивается ребенком

Раннее детство

Младенческий возраст (0—1 год)

Непосредствен­но-эмоциональ­ное общение

Сфера отношений

Раннее детство (1—3 года)

Предметно-ма-

нипулятивная

деятельность

Сфера способов действий с пред­метами

Детство

Дошкольный возраст (3 — 7 лет)

Ролевая игра

Сфера отношений

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Учебная деятельность

Сфера способов действий с пред­метами

Подрост­ничество

Подростковый

возраст

(11-15 лет)

Интимно-лич­ностное общение

Сфера отношений

Старший

школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профес­сиональная деятельность

Сфера способов действий с пред­метами

27

периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает. К каждо­му периоду ребенок приходит с определенным расхождением меж­ду тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общест­венный взрослый», и тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный предмет».

Под возрастом Д. Б.Эльконин понимал соответствующий от­носительно замкнутый период в жизни ребенка, значение кото­рого определяется прежде всего его местом в общем ходе детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими показате­лями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями и кризисами как переломными моментами в развитии. Таковыми выступают кризисы отношений трех и одиннадцати лет и кризисы, связанные с ориентацией в мире вещей, одного года и семи лет. В соответствии с указанными показателями рассмотрим в дальнейшем характеристики возраст­ных периодов младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Вопросы и задания для повторения

  1. Что изучает детская психология? Как она связана с другими науками?

  2. Какие теории детского развития существуют в психологии? Рас­кройте и сравните основные положения этих теорий о сущности процес­са психического развития.

  3. Раскройте основные закономерности психического развития.

  4. Каковы основные факторы психического развития? Раскройте вли­яние каждого на развитие ребенка.

  5. Охарактеризуйте психическое развитие как процесс присвоения общественно-исторического опыта.

  6. Какова роль деятельности в психическом развитии? Что такое веду­щая деятельность?

  7. Какую роль играют обучение и воспитание в психическом развитии?

  8. Какова роль взрослого в психическом развитии ребенка?

  9. Раскройте подход Д. Б. Эльконина к проблеме возрастной периоди­зации.

10. Что такое психологический возраст и каковы его показатели?

Литература

Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

Запорожец А. В. Основные проблемы онтонгенеза психики // Избр. психол. труды: в 2 т. — М., 1986. — Т. 1.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.,1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

Эльконин Д. Б. Избр. психол. труды. — М., 1989.