logo
Урунтаева Г

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важ­нейшим изменением в мотивационной сфере выступает возник­новение общественных мотивов, уже не обусловленных достиже­нием узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начи­нают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результа­там деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринима­ется, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приоб­ретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслово­му содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мыслен­ные обстоятельства (П. М.Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его пережи­вать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребе­нок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только ин­теллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятель­ности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном воз­расте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что по­могает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обуслов­лено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с дру­гой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это сопод­чинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обес-

292

печивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осоз­нанными, обобщенными. Так, словесное обозначение собствен­ных переживаний и вызвавших их причин способствует осознанию своих чувств. Все более глубокое проникновение в суть вещей, понимание внутренней сущности предметов и явлений влекут за собой разумность чувств. Ведь часто беззаботность, бездушие, без­участность, жестокость по отношению к животным (мучает ко­тенка, дергает за хвост собаку) или близким (играет в мячик, когда дедушка отдыхает) объясняются отсутствием должного пони­мания результатов своих действий. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы глубокое понимание ребенком тех или иных фактов дей­ствительности сочеталось с соответствующим отношением к ним. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в три-четыре года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в из­вестной степени начинает управлять выражением эмоций, воз­действуя на себя с помощью слова.

Пример. Взрослый смазывает Максиму Д. (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Мальчик отворачивается, морщится и плотно сжимает губы.

Взрослый: Максим, тебе больно? Максим: Мужчины не плачут!

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда застав­ляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверст­никами, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему разви­тию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интен­сивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доб­рожелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъекта эмо­циональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практи­ческое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если млад­шие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его не­посредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие — обобщен-

293

ную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оцен­ками ребенка и включаются в переживание им отношений к оп­ределенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжет-но-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоцио­нально-выразительного содержания, они учатся разделять пере­живания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение резуль­тата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональ­ные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обя­занностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Не-верович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмо­ции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество не­гативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выра­жает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих си-, лах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытыва­ет зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к лич^ ному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессии до самого высокого уровня. В группо­вых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негатив­ных экспрессии снижаются, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным геро­ем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник про­водит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуа­ции поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

294

Симпатия у дошкольника становится более действенной, про­являясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

Пример. Лена А. (6 лет) встает в угол рядом с братом, которого наказали, и объясняет маме: «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду». В другой ситуации, когда мама в магази­не предложила купить мороженое, девочка сказала: «И Саше. Если Саше не купишь, то и мне не надо».

Даша Н. (5 лет 4 мес.) сшила рубашку для подружки, чтобы доставить ей удовольствие, а Лена (5 лет) сшила Даше носовой платок. И пусть рубашка подошла лишь Леночкиной кукле. Важно, что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует доброжелательное отно­шение к сверстнику, стремится сделать приятное для другого.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению пер­вых нравственных поступков. Даже четырех—пятилетний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р. Н. Ибрагимовой позволило проследить, как раз­вивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на третьем году жизни. Ма­лыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смыс­ла, он не понимает, какое значение имеют для других совершае­мые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначаль­ных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» — и соотнесение их со своими действиями и поступка­ми. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей четырех-пяти лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызы­ваются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношени­ем самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отноше­нию к людям, с которыми он находится в непосредственном об­щении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В пять —семь лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и

295

сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в шесть-семь лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общест­венного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает спо­собность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Пример. Мама забирала Максима Д. (5 лет 9 мес.) из детского сада. Воспитатель рассказала ей о непослушании мальчика. По дороге домой состоялся такой диалог.

Мама: Максим, как же тебе не стыдно! Мне же неприятно за тебя краснеть! Почему ты плохо себя вел?!

Максим {заплакал): Оставь меня! Зачем тебе такой сын?! Лучше я тут замерзну! Чтобы тебе за меня не было стыдно!

К семи годам чувство долга не основано только на привязан­ности и распространяется на более широкий круг людей, с кото­рыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В пять лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространены дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по оче­реди. В пять—семь лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще.

Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе игра­ют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Пример. «...Я так рад, что он мой друг!» — воскликнул Максим Д. (6 лет), когда Максим С. (6 лет 1 мес.) помог ему найти потерявшуюся деталь от конструктора.

Подчеркнем, что у детей пяти —семи лет парная дружба соче­тается с широким товариществом и в то же время возрастает из­бирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте свя­зано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их.

296

Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинствен­ностью, загадочностью. Они ставят перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Пример. «Чьи следы на дороге в снегу?» — интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30 мин рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась, воскликнула: «Ой, мышка!» Присев на корточки, 20 мин сидела рядом с норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следу­ющий день рисовала мышиную норку, строила для мышки домик.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собствен­ной художественно-творческой деятельности детей и художествен­ного восприятия.

Пример. Даша Н. (5 лет 5 мес.) любит рассматривать драгоценные камни в музее, которые «блестят, золотые и серебряные». С удовольстви­ем смотрит исторические фильмы и балет, где много красивых платьев. Считает, что красивые девушки — это «в пышных длинных платьях, золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами». Рассмат­ривает на улице выставки картин, восклицая: «Ой, как красиво», пред­почитает пейзажу натюрморты. Любит розы в саду, особенно розовые, восторгается: «Ой, я их обожаю! Ой, какие нежные лепестки!» Постоян­но отмечает краски в природе: «розовый закат», «сиреневый восход», любимый цвет — розовый, но определенного оттенка.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама долж­на быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сфор­мировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, уме­ние ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

297