logo
Урунтаева Г

§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Каждый период детства создает особые благоприятные усло­вия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобра­зен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развива­ются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаружи­вается художественная одаренность — сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно

336

выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односто­ронностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить про­явиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предмет­ная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: кон­структоры, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же по­степенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навы­ков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умени­ями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Для развития способностей важна не сама по себе деятельность, а получаемые от процесса ее выполнения ярко выраженные поло­жительные эмоции, радость, удовольствие. Умственный труд, выполняемый по любым другим мотивам, например: из послу­шания, из желания получить награду, из страха наказания, по обязанности, по принуждению, способствует получению знаний, но не развитию способностей. Способный ребенок не просто лю­бит интеллектуальную деятельность — она стала для него потреб­ностью, и он испытывает огромное удовлетворение от процесса ее осуществления.

Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ре­бенка. Это — активность и саморегуляция. Малыш отличается не­уемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность тре­бует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок дол­жен научиться доводить начатое дело до конца, достигать резуль­тата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформиройать у малыша, — трудолюбие.

В общении с одаренными, способными детьми важна правиль­ная позиция взрослого.

С одной стороны, взрослым зачастую не нравятся обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, ода­ренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, как на эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И наконец, с

12 Урунтаева 337

третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взросло­му следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризует­ся теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие послед­них. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлет­воряются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оце­нить себя, полученный результат.

Вопросы и задания

  1. Как протекает развитие познавательных способностей в дошколь­ном возрасте?

  2. Как развиваются практические способности дошкольника?

  3. Как развиваются художественные способности в дошкольном дет­стве?

  4. Какие дети относятся к одаренным? Как проявляется одаренность в дошкольном возрасте?

  5. Перечислите, какие условия благоприятно влияют на развитие спо­собностей в дошкольном возрасте.

Литература

Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М., 1998.

Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера. — М., 1976. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. — Киев, 1992.

Карпинская Н. С. Развитие художественных способностей дошкольни­ков в процессе игры-драматизации // Известия АПН РСФСР. — 1959 — Вып. 100.

Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятель­ности //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 6.

Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Одаренный ребенок/ под ред. О.М.Дьяченко. — М., 1997.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного вос­питания / под ред. Л. А. Венгера. — М., 1986.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной — М., 1972.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996.

\

338