logo
Урунтаева Г

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжет-но-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для до­школьника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются стро­ительные, режиссерские игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмыслива­ют, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр — это игры с правилами, специально созданные взрос­лыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно.

ПО

В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, пере­дающего какое-либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не ос­воил навыки игры со сверстниками либо по какой-то причине ограничен в контактах с ними. Свое название эта игра получила в связи со сходством с деятельностью режиссера фильма или спек­такля. В ней ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодейство­вать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В этой игре ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру «дикторским» текстом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно-ролевой, ребенок начи­нает переносить функций с одного предмета на другой, исполь­зует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для со­здания образа персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальней­ший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных пози­ций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В игре-драматизации, или театрализованной игре, дети разыгры­вают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведе­ний, сказок, кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра предъявляет особые требо­вания к эстетическому восприятию произведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает детей к твор­ческой художественной деятельности и к искусству (литературно­му, драматическому, театральному, музыкальному).

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках мо­жет возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжет-но-ролевая игра нередко стимулирует строительную. Например, сначала дети построили .корабль, а потом стали играть в моряков. Отметим, что если в ролевой игре моделируется сфера взаимоот­ношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Пример.

И р а (5 лет 6 мес, предлагает Анжеле, 5 лет 7 мес): Давай построим домик. Здесь будет жить лисичка {приносит игрушку).

Анжела: Давай теперь построим домик для мишки, а то ему холод­но будет зимой {приносит игрушку).

111

Ира: Давай.

Девочки строят домик побольше.

Ира: Давай, лисичка к мишке в гости придет. i

Анжела: Хорошо (берет лисичку). Тук-тук-тук. Я лисичка-сестричка. Ты дома, мишка?

Ира: Давай заходи ко мне в гости.

Анжела: Как у тебя красиво в домике. Давай пойдем погуляем.

Ира: Давай пойдем навестим зайку (берет мишку и зайца).

Анжела: Конечно. Он строит домик. Может, ему нужно помочь.

Ира: А вот и зайчик. Что ты делаешь? (Отвечает за зайца.) Домик строю.

Анжела: Хочешь, мы тебе поможем?

Ира и Анжела вместе строят домик для зайчика.

Ира (говорит за зайца): Спасибо вам.

Анжела: Ой, уже поздно. Как в лесу темно стало. Пора по домам.

Ира: До свиданья, зайчик.

Анжела: До свиданья.

Девочки отводят зверюшек домой.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различ­ных материалов и действий. Испытывая трудности в достижении желаемого результата, дошкольник понимает, что не владеет не­обходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.

В строительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Это объединяет строительные игры с продуктивными видами деятельности — конструированием, рисованием и в то же время отличает их от сюжетно-ролевой игры.

Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводят к появлению коллективных стро­ительных игр. В таких играх дети заранее распределяют функции.

Строительные игры, как и сюжетно-ролевые, отражают про­фессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразования действитель­ности, как и в трудовой деятельности.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений, когда требу­ется сдержать непосредственное побуждение (не убегать от «мед­ведя» до определенного сигнала), затормозить действия, как в игре «День и ночь», или изменить их по сигналу ведущего, как в

112

игре «Море волнуется». Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего это касается нравственно-волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребен­ка. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом (когда, например, прибежал первым) и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общест­венно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополни­тельные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила, результат и дидак­тический материал. Ко вторым — сюжет и роль. Рассмотрим ука­занные компоненты.

Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Поэто­му основным компонентом в ней выступает дидактическая зада­ча, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению это процесс не­преднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидак­тической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность те­ряет свое обучающее значение.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремле­нии ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную за­дачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, прида­ющим ей смысл.

Соблюдение правил выступает непременным условием реше­ния игровой и дидактической задач. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внут­ренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой правила могут не осознаваться, в дидактической

113

они всегда открыты и осознаны. Обозначим условия, обеспечива­ющие соблюдение правил в дидактической игре. Во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие со­гласуют свои действия и контролируют выполнение правил сверст­никами. Во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим. Стар­шие встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной дея­тельности.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функ­ции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидак­тическую и игровую задачи, определяют последовательность иг­ровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотно­шения участников и формируют межличностные отношения. Та­ким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы сти­хийно, а дидактическая задача не решалась. Дети подчиняются конкретным правилам, состоящим из 1 — 2 элементов, общих для всех играющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные, самостоятельно придумывают новые.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых дей­ствиях.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактиче­ский материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры — сюжет и роль — не обязательны и могут отсутствовать.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отража­ют, и в соотношении их компонентов. Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхождению. Но если в ролевой дошкольник осваивает смысл человеческой деятельно­сти, то в дидактической — общественно выработанные способы умственной, поскольку внешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребенка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на ос­нове подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой — это роль, фиксирующая функцию взрос-

114

лого, в дидактической — дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.