§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматриваются взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.
Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост — таким,
5 Урунтаева 129
чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зво-рыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)» — и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А. Н.Давид чу к).
Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.
Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).
Начиная строить, ребенок сталкивается с устойчивостью одних деталей независимо от их положения и других только в определенном положении. Он убеждается, что прочность постройки зависит от сочетания в ней деталей. Ребенок замечает, что в соот-
130
ветствии со свойствами деталей их следует использовать в разных частях постройки: фундамент домика делать из кубиков и кирпичиков, а перекрытия — из пластин. Ребенок научается определять, из каких деталей состоит постройка и как они расположены относительно друг друга.
Основной принцип обследования предметов как в рисовании, так и в конструировании состоит в переходе от анализа основных, крупных частей и их взаимоотношений к анализу более мелких частей. В соответствии с этим принципом общий порядок обследования предмета включает следующие этапы: 1) определение общей объемной их формы; 2) выделение основных частей объекта и определение их формы; 3) установление пространственного взаиморасположения выделенных частей; 4) выделение в каждой части составляющих ее деталей.
Для успешности конструирования необходимы сформирован-ность у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах (домики, трамвайчики, мосты и пр.), а также обобщенные гибкие умения их конструировать. Например, такие общие части мостов, как опоры, проезжая часть, перила и т.д., в зависимости от практического использования моста (пешеходный, транспортный, железнодорожный и т.п.) могут существенно отличаться друг от друга по форме, расположению, размерам.
Техника строительства включает общие и специфические умения и навыки. Общие навыки дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования, а специфические — для сооружения только отдельных предметов. К общим навыкам относятся те, с помощью которых ребенок располагает постройку в пространстве в длину, ширину, высоту, ставит материал в разном пространственном положении, замыкает пространство, делает перекрытия. Для каждого строительного материала характерны свои технические приемы. Так, в работе с металлическим конструктором общим техническим приемом является соединение деталей с помощью ключа, винта и гайки, а с пластиком — соединение деталей через выступы и углубления.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во .многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В три—четыре года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В четыре — пять лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он
131
находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В шесть —семь лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.
Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.
Выделяют три вида конструирования: конструирование по образцу, по условиям и по замыслу.
В конструировании по образцу ребенок должен уметь обследовать образец, выделять в нем детали и определять последовательность их сборки. Анализ образца усложняется в зависимости от его характера. Взрослый, собирая на глазах у ребенка образец, указывает на основные детали и последовательность их сборки. В расчлененном образце в отличие от нерасчлененного выделены его основные части. Реальный предмет ребенок может рассматривать со всех сторон, а в рисунке или фотографии за плоскостным изображением должен увидеть трехмерную конструкцию.
В конструировании по условиям детям задают не образец, а лишь условия, которым должна отвечать постройка, и при этом подчеркивают прежде всего ее практическое назначение (для пешеходов и транспорта возвести мост определенной длины через реку). Условия конструирования направляют и дисциплинируют деятельность ребенка, создают основу для проявления творчества. Они требуют от ребенка сравнения однородных построек, выделения в них общего и различного по длине, высоте, ширине («Построй такой же домик, но высокий», «Построй такой же мост, но длинный», «Построй домик для этой матрешки»).
Конструирование по замыслу требует от ребенка еще большей самостоятельности и творчества, умения ставить перед собой цель и искать способы ее достижения, опираясь на обобщенные представления о конструируемом объекте. Этот вид конструирования наиболее тесно связан с игрой, поскольку для предстоящей игры дети начинают строить мебель, дом или корабль. В процессе кон-
132
струирования дети объединяются, совместно обсуждают его цели и ход, корректируют полученные результаты.
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
расширяется область творческих проявлений.
Вопросы и задания
Какие предпосылки продуктивных видов деятельности складываются в раннем детстве?
Проследите развитие рисования в дошкольном возрасте.
Как развивается содержание детского рисунка?
Какие средства выразительности осваивает дошкольник?
Какие стороны и виды конструктивной деятельности развиваются в дошкольном детстве?
Какова роль изобразительной и конструктивной деятельности в психическом развитии?
Литература
Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990.
Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. — М., 1995.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М, 1981.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование (2 — 7 лет). — М., 1999.
Парамонова Л. А., Ударовсйих Г. А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 7.
Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М., 1988.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе