logo
Урунтаева Г

§ 5. Руководство развитием внимания

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрос­лого в общении с малышом, а также от того, как он организует деятельность ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Внимание ма­ленького ребенка — это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как толь­ко стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клет­ке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его, как птичку, то она плохой твой помощник». В младенчестве присут­ствие взрослого, совместные действия с ним могут поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределе­ние, концентрацию внимания.

Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве име­ет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда

159

деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым.

На всем протяжении дошкольного детства малыша притягива­ет эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрос­лый.

Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возра­ста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, задает вопрос: «Где Лена (Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обеспечил прерывистость воздействия раздра­жителя, внимание ребенка привлекается к другим детям, возни­кает интерес к ним.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигатель­ную активность, требуют от ребенка переключения, распределе­ния и сосредоточенности внимания.

Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от од­ной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчи­вость внимания, которое превращается в произвольный опосре­дованный процесс. Развитие произвольного внимания — важней­шая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрос­лый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят уста­новку на получение качественного результата. Помня о трудно­стях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать». Использование игро­вых ситуаций, установление связей между разными видами дея­тельности облегчают переход от одной деятельности к другой. На­пример, дети увлеченно играют «в моряков». Близится время ужи­на. Воспитатель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Кораблю зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный ужин и отдых». 160

Вопросы и задания

  1. Опишите особенности внимания младенца.

  2. Охарактеризуйте развитие внимания в раннем детстве.

  3. Как развивается непроизвольное внимание на протяжении дошколь­ного возраста?

  4. Опишите специфику развития произвольного и послепроизвольно-го внимания у дошкольника.

Литература

Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в до­школьном возрасте //Дошкольное воспитание. — 1974. — № 12.

Волкова Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспита­ние. - 1971. -№ 12.

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возра­сте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузы-рея, В.Я.Романова. — М., 1976.

Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогене­зе // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 5.

Ендовицкая Т. В. Развитие внимания // Психология детей дошкольно­го возраста: Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорож­ца, Д. Б. Эльконина. — М., 1994.

Зверева Г. И. О воспитании внимания // Дошкольное воспитание. — 1960. — № 12.

Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на ха­рактер внимания //Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7.

Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Во­просы психологии. — 1990. — № 4.

Ь Урунтаева