logo
Урунтаева Г

§ 2. Характеристика детей

с разными типами темперамента

Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравно­вешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего на­строения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реа­гируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмо-

322

ции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом тем­перамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и на­строения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвини­ков характерна высокая работоспособность, они долго могут за­ниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко пере­ходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают дея­тельность, связанную с двигательной активностью. Навыки фор­мируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Санг­виника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлека­ются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражи­тели, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в пере­ключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисцип­линировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, не­выразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кро­потливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необхо­димо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть в оди­ночку и в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные — и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке,

323

болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режи­ма дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение таких детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним при­спосабливаются, и сами дети-флегматики плохо сходятся с дру­гими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них ха­рактерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышен­ной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ре­бенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавли­вать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движе­ния и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в но­вой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособ­ность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном от­дыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень ти­хая, невыразительная.