logo
Урунтаева Г

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступают их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематич­ность. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека соци­ализируются в процессе освоения закрепленного в обществе спо­соба их удовлетворения. За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Культура поведения определяется как совокупность социально одобряемых устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных ви­дах деятельности. Одну из важных частей культуры поведения и техническую сторону бытовой деятельности составляет совокуп­ность культурно-гигиенических навыков и привычек, направлен­ных на поддержание личной гигиены с помощью социально за­данных средств и способов; регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.

При формировании навыка частично автоматизируются входя­щие в его состав компоненты исполнения и регуляции целесооб­разных движений. Благодаря появлению навыка сознание челове­ка переходит с контроля за отдельными движениями на общие цели и условия его выполнения, на контроль и оценку его резуль­татов. Ребенок, научившийся мыть руки, следит не за осуществле­нием отдельных движений, а за тем, чтобы не залить одежду, не разбрызгать воду и т. п. В процессе систематического повторения действий при определенных или сходных условиях формируются привычки. Теперь выполнение навыка становится потребностью и сопровождается чувством удовольствия. Если ребенка научили мыть руки перед едой и он делает это регулярно сначала по указанию

67

взрослого, а затем самостоятельно, то постепенно привычка за­крепляется, и он отказывается сесть за стол, не вымыв руки. На основе привычек формируются черты характера. Так, навыки умы­вания, приема пищи, одевания приводят к привычке содержать в чистоте тело, одежду, а затем к основам опрятности, чистоплот­ности, аккуратности. Писатель Л. Пантелеев в своей книге для ро­дителей «Наша Маша», размышляя о необходимости хороших манер у детей, пишет: «В Малеевке, в Доме творчества, я наблю­дал за одним известным нашим лингвистом. Почтенный и уже немолодой человек этот давно и с большой страстью борется за чистоту и красоту нашего русского языка. Честь и слава ему! Но надо было видеть, как он ест!.. Навалился всем туловищем на стол, голову наклонил так, что лысина видна, подбородком вот-вот нырнет в тарелку, вилкой и ножом размахивает, будто лезгинку пляшет, и при этом жует и глотает столь шумно, что кажется, занавески на окне вот-вот начнут колыхаться. Нет, как бы краси­во, на каком бы изысканно чистом русском языке ни говорил мой уважаемый и ученый сосед, считать его по-настоящему вос­питанным, культурным человеком я не могу».

С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, корм­ление, переодевание и пр. Первым средством социальной организа­ции жизни малыша является режим дня. По определению выдающе­гося педагога Н. М. Щелованова, это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовле­творения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упоря­дочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности оп­ределенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфический человеческий биоритм «сон— бодрствование». Малыш просыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учи­тывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал.

При ограниченной возможности младенца к проявлениям ак­тивности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразны­ми стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют уста­новлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций.

68

Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие.

Определенный способ организации бытовых процессов, вклю­чение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивают физиологические потребности ребен­ка, постепенно превращая их в социальные.

Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на пер­вом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М. Ще­лованова, Г. В. Пантюхиной и др.). С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3 — 4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может принимать, хотя и небольшое, участие в корм­лении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 мес. укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтя­гивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 мес. развивают­ся умения, которые позволяют младенцу более активно участ­вовать в кормлении. С 4 мес. он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5 — 6 мес. взрослый приучает малыша есть с лож­ки полугустую пищу, а с 5 —6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами.

В 6 — 7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9— 10 мес. удерживает чашку при помо­щи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пач­кать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и малыш будет стремиться к аккуратности.

Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В 8 —9 мес. малыш (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и пр.

С 7 —8 мес, когда ребенок научился садиться и устойчиво си­деть, можно начинать приучение к опрятности. В 9 мес. малыш спокойно относится к процессу высаживания. При правильном воспитании к концу второго и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок; но этот навык еще остается неустойчивым и требует постоянного подкрепления.

Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ре­бенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Взрослый, наблюдая за поведением малыша, опре­деляет его состояние и, лишь поняв его потребности, предлагает идти спать, есть и т. п. Таким образом, положительное отношение

69

малыша к режимным процессам складывается, если требования взрослого совпадают с потребностями ребенка. Интерес к дей­ствию, желание его выполнить формируются, если взрослый на­страивает ребенка на его осуществление, создает определенную установку («Скоро будем спать», «Сейчас будем кушать»), а так­же своевременно показывает способы его выполнения, сопровож­дает их нужными словами и пояснениями.

Постепенно взрослый все более вовлекает ребенка в выполне­ние действий, оставляя за собой контроль за его ходом, оценку результатов и своевременно оказывая помощь, не заостряющую и не подчеркивающую ошибки и недостатки на некоторых его эта­пах. Так ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономию от взрослого.

В прием пищи и другие бытовые процедуры включается все большее число социальных предметов, а сама процедура услож­няется, приближаясь к общественно принятому способу ее проте­кания. У малыша формируются предпосылки таких важных лич­ностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые куль­турно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут харак­теризовать его поведение (есть ложкой, пить из чашки, надевать платок на голову).

Особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: