logo
Урунтаева Г

§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических особенностей. Различия в темпераменте — это раз­личия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется прежде всего в психиче­ской активности и эмоциональности. Общая активность личности сказывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количе­стве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; интеллек­туальная — в скорости решения задач, осознания проблем, воз­никновения ориентировочно-исследовательских реакций; комму­никативная — в скорости установления контактов, реагирования на действия партнеров; эмоциональность — в особенностях воз­никновения, протекания и разрешения эмоциональных состоя­ний, а также в преобладающем знаке эмоций, их модальности.

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью ос­новных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравно­вешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Современные исследования показали, что структура основных свойств нервной системы сложнее и число их комбинаций больше.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик — как наиболее обобщенные, которые мо­гут быть использованы для психолого-педагогического изучения индивидуальности.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивно­сти на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздраги­вание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие — успокаиваются, одни интен­сивно сосут, а другие — вяло. Различия реакций, которые прояв­ляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сфе­ры жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и

320

сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими зако­номерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, спе­цифическими закономерностями созревания каждого типа тем­перамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента про­являются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Нервная система близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособно­сти, повышенной возбудимости и чувствительности, что приво­дит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш пла­чет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость яв­ляется причиной того, что дети под влиянием эмоционально на­сыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные пе­регрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, пред­полагает частую смену раздражителей, обилие новой информа­ции, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также проте­кает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступа­ет при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятельности: рисовании, рас­сматривании картинок. Внешне переутомление проявляется сле­дующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив при­знаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше — умственную с прак­тической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастают в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к семи-восьми годам, а позже почти не меняются.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость про­цессов возбуждения и торможения, что проявляется в малой вы­носливости, быстром утомлении, быстром возникновении охра­нительного торможения, которое затормаживает действия под вли­янием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нару-

321

шает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, уча­ствовать в общей деятельности. Такое поведение — сигнал воспи­тателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдает­ся в двух вариантах. Первый — нарушение запретов. Малыш вы­хватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импуль­сивность поведения особенно выражена в раннем и младшем до­школьном возрасте. По мере взросления возникают сдерживаю­щие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера — дисци­плинированность, организованность, ответственность — начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импуль­сивное желание.

Второй вариант, обусловленный слабостью торможения, — это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, по­движных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребе­нок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в не­устойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен конт­роль за своими действиями, часто меняется настроение, он им­пульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания — к разрушению сформированных культурно-гигиенических навы­ков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.