logo
Урунтаева Г

§ 3. Учет свойств темперамента

в воспитательно-образовательной работе

с дошкольниками

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-ти­пологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например: у сангвиника — распыленности, раз­бросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативно­сти, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы спо­собствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполне­ния им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить нача­тое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на по­лезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.

324

В воспитании холерика особенно необходим систематический конт­роль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, ка­чеством и полнотой выполнения заданий и требований взросло­го. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их са­молюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, добро­желательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быст­рой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддержи­вать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их си­лах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегча­ет выполнение действий и заданий, способствует выработке по­ложительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей — медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая ос­тальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, при этом постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцент-рированны, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвиж­ность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процес­са торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезор­ганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка (Е. Агаева). Первый предполагает, что малыша одергивают, наказывают за непоседливость, специально дают задания, требующие чрезмер­ной усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок вы­полнить их не может и, выражая протест, намеренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами стремится избе­жать выполнения их требований. Его нервная система перевоз­буждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

Второй вариант предполагает ровное и спокойное общение педагога с детьми. Взрослые сводят количество запретов до мини-

325

мума, но требуют их неукоснительного выполнения, поручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, заполняют вре­мя ребенка самыми разнообразными делами. При таких условиях усидчивость, а значит, и качество работы повышаются. Взрослые предлагают малышу такие виды деятельности, в которых находит применение его подвижность и живость, спортивные игры, уп­ражнения, но в то же время регулируют нагрузку, чтобы избежать переутомления. Несомненно, второй вариант воспитания сверх­подвижных детей очень трудоемкий. Но лишь при его использова­нии достигаются положительные результаты.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее вари­анты, выделенные Т.И.Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создает­ся фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избе­гают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что по­добная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует до­полнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирова­ние у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особен­ности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в ре­зультате выработки у него навыков и привычек. Основные требо­вания при использовании этого варианта — постепенность, по­следовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные тре­бования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не яв­ляется недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенно­стей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляют­ся в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хоро­ших свойств темперамента. Например, для меланхолика характе­рен повышенный уровень тревожности, который связан с высо­кой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обус­ловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети

326

долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоцио­нальная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воз­действие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, вли­яние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффек­тивно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспи­тательно-образовательного процесса на основе своеобразия ин­дивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выра­жается в соотношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а дру­гие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — разме­ренность. Например, ребенок затрудняется сразу воспроизвести ус­военный материал, а делает это успешно спустя 20—60 мин. По­этому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Между тем следует дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, тогда материал не забудется.

Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-типоло­гические особенности саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на от­бор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стре­мятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие из­бегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие от­казываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвиж­ные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуля­ции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, т.е. формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому пре­одолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведения ребенка предполагает не работу с последствиями, а предупрежде­ние нежелательных проявлений. Так, воспитатель, зная об эмоцио-

327

нальной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка, должен заранее продумать, в какое русло ее направить, или, зная о замедленном темпе действий, предоставить ребенку дополнительное время для завершения деятельности.

Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-ти­пологических особенностей состоит в переходе от «приспособле­ния» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправ­ления динамикой поведения и деятельности.

Вопросы и задания

  1. Как проявляется темперамент в поведении и деятельности ребенка?

  1. Опишите особенности свойств темперамента у детей дошкольного возраста.

  2. Охарактеризуйте типичного сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.

  3. Какие особенности каждого типа темперамента важно знать воспи­тателю детского сада и как их учитывать в своей работе?

Литература

Гаспарова Е. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. —

1990. - № 4.

Кагальняк А. О. О связи характера и темперамента // Дошкольное вос­питание. — 1974. — № 8.

Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии. — 1995. — № 6.

Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер // До­школьное воспитание. — 1965. — № 2.

Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 5.

Чудновский В. Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1967. — Т. V.

Широкова Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 12; 1977. — № 1.