logo
Урунтаева Г

§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие — это отражение предметов, явлений, про­цессов и совокупности их свойств в их целостности при непосред­ственном воздействии этих предметов и явлений на соответству­ющие органы чувств. В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вку­совое и обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах вос­приятия важную роль играют двигательные ощущения.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальностъ. Под предметно­стью понимается отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, катего-риальность, что он относится к определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков. Констант­ность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опо­средует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения, тем самым обнаруживая определенные спо­собности для восприятия окружающего мира. Новорожденный обладает достаточно развитой обонятельной, тактильной, боле­вой чувствительностью. Он ощущает изменения температуры, чув­ствует прикосновения, вкус, запах. Его активность по отношению к внешнему миру состоит прежде всего в избирательности к тем или иным раздражителям. Он предпочитает сладкое кислому, по­ложительно реагирует на приятные запахи и отрицательно на не-

181

приятные. Он сам не может поведать о том, что переживает, но выражение лица и движения языка специфичны при попадании в рот кислого, соленого, сладкого или горького. Развитие сенсор­ной и моторной активности младенца происходит не одновре­менно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают раз­витие руки как органа осязания и органа движения, что обеспе­чивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспи­тания в этом процессе.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психи­ческого развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожден­ный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны. Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство.

Более значимым для новорожденного являются движущиеся объекты. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2 — 3 недели возникает конвер­генция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3 — 5 недель. В 4 — 5 недель ребенок научается следить за предметом, находя­щимся на расстоянии 2 — 4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4 —7 м. Одновременно с 6— 10 недель развивается умение следить за пред­метом, который движется по кругу.

В первые месяцы жизни возрастает острота зрения, которая составляет примерно половину остроты зрения взрослого челове­ка, улучшается восприятие глубины и формы предметов. Малыш предпочитает сложные и новые конфигурации простым и извест­ным, а среди сложных он прежде всего выделяет структуру чело­веческого лица, охотнее его рассматривая (Р.Л.Фанц).

Новорожденный способен к локализации в пространстве сиг­налов разной модальности как источника запаха, звука. Он не толь­ко проявляет способность слышать звуки, но и различает их по высоте, тембру, громкости, предпочитает звуки человеческой речи. Так, на третий день после рождения младенец, услышав голос матери, начинает более интенсивно сосать, чем при звуке голоса посторонней женщины. Возможно, голос матери младенец запо­минает, находясь во внутриутробном состоянии.

К концу первого месяца малыш во время спокойного бодр­ствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стрем­ление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что мла­денец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в 182

сторону. А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук пред­меты.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свобод­ными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захваты­вает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку. Малыш слу­чайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощуще­ниям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. В 3 — 4 мес. ребенок долго и сосредото­ченно занимается игрушками, висящими около него: наталкива­ется на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. С 4,5 —5 мес. движения захватывания стано­вятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрос­лого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается раз­витие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4— 5 мес. у малыша возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже про­являет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно на­правлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5 —6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жиз­ни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным, без откчонений оно становится лишь к 12 мес. Схва­тывание и удержание предмета пальцами формируются на 7 —8-м месяце жизни младенца и также совершенствуются до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением боль­шого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает распола­гать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величи­ной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10— 11 мес. ребе­нок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зри­тельное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с ма-

183

нипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладыва­ет, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая рас­стояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свой­ства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою но­визну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реак­ция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь пред­меты начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «от­крытии» говорит тот факт, что ребенок в 9— 10 мес. ищет исчез­нувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислу­шивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются от­ветные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствую­щие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи, отра­ботке речевых артикуляций. На 4—5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звуча­нию) свое имя. В период от 6—7 до 9—10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, чему способствует развитие фонематического слуха. Он помогает отделить высоту звуков от их фонематических особенностей, провести тонкую дифференцировку самих фонематических различий, влияющих на смысл слова.

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного вос­приятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения склады­вается связь между предметом, действием с ним и словом взрос­лого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориенти­ровки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ре­бенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

184