logo
Урунтаева Г

§ 1. Развитие речи в младенчестве

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окру­жающего мира. Речь — это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две харак­теристики — предметную отнесенность и значение. Слово указы­вает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной дея­тельности.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во-первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во-вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). При­чем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употреб­ление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неуме­ние его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словес­ными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом по­требности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В пер­вом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором — из всех голосовьгх воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой

162

интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у ма­лыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «раз­говора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавли­вает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрос­лого. Так, в 5,5 —6 мес. младенец подползает к взрослому при под­зывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш при­ближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7 —8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предме­том в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7 — 8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9—10-месячный ма­лыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10—11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст воз­можность действовать с предметами в их отсутствие, в плане пред­ставлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Ма­лыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, под­крепляемом действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включе­но в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2 — 4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельно­стью. На 5 —6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрос­лого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность зву­ков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребе-

163

нок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и зву­ки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, кото­рые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказыва­ние взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикулятор-ная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционально­го состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подража­нии и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает вни­мание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, про­износимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмыс­ленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, ука­зывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит на­звание с одного предмета на другой, сходный по какому-то несу­щественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определен­ными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что раз­витие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико-мелодической струк­туры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как еди­ный, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

164