logo
Урунтаева Г

§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает кар­тинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необыч­ные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным призна­ком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют прак­тическую значимость для выполнения действий. Например, ма­лыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от боль­шой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяют­ся правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труд­нее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Ответ на вопрос: какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок? — неоднозначен. Предпочтения малыша зави­сят от его подготовленности к различению признаков, от того, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориенти­руются на цвет, а к знакомому — на форму.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий соз­дает условия для освоения им перцептивных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая

185

пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает и со­единяет предметы и их части в соответствии с признаками — цветом, формой, величиной. Результат таких действий достига­ется только при соблюдении определенных неизменных условий. Автодидактические игрушки, в частности матрешки, побужда­ют малыша соотносить их детали по какому-то конкретному при­знаку.

На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки — примериванием, — который ребенок осваивает постепенно. Так, преддошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не най­дет деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки приме­ривает друг к другу все кольца в поисках самого большого — и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ори­ентировочных действий ребенка изменяется, когда он начина­ет использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое ма­ленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок сравнивает все ] остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша раз­вернутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу пред­меты становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объек­ты — с крышей, красные — с помидором. Таким образом, меняют­ся действие с меркой и ее содержание. Ребенок переходит к зри­тельному соотнесению свойств предметов с меркой, которой вы­ступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более слож- 1 ным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понима- ] ет, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и раз­нообразно раскрашенных предметов. Подчеркнем, что сначала дети ] учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются прежде всего в отношении более знакомых и более важных с точ­ки зрения практической деятельности признаков.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.

Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных прису­щих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольни-ки усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоя­тельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете — его функции, выраженной в на­звании предмета. Важно, как установили Л.А.Венгер, Э.И.Пи­люгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрос­лого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформирова­лись некоторые представления о свойствах предметов. Это соз­дает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.

При выполнении не только соотносящих, но и орудийных дей­ствий малыш осваивает ориентировочные действия примерива-ния. Когда не получается достать предмет короткой палкой, он заменяет ее предметами большей длины, пока не достигнет жела­емого результата.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же законо­мерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свой­ства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу второго года жизни малыш восприни­мает все звуки родного языка.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте: