logo
Пед пси крат курс

Основные стадии конфликта

Этапы (стадии) конфликта

Особенности протекания

Возникновение объективной конфликтной ситуации

Наличие противоречий или препятствий в достижении желаемых целей или состояния

Осознание объективной конфликтной ситуации

Восприятие, оценка и понимание сложившейся ситуации как конфликтной

Переход к конфликтному поведению

Осуществление действий, противостояние на поведенческом уровне, повышенный эмоциональный фон

Разрешение конфликта

Частичное или полное прекращение конфликтного поведения за счет изменения образов конфликтной ситуации сторон или преобразования самой ситуации

Полное устранение конфликта за счет преобразования объективной конфликтной ситуации происходит, например, когда с помощью разведения сторон добиваются того, чтобы участники конфликта лишились возможности продолжения контакта, а, следовательно, конфликтного взаимодействия (перевод конфликтующего школьника в другую школу). К этому же типу относится разрешение конфликта, состоящего в борьбе сторон за некоторые ограниченные ресурсы, посредством изыскания дополнительных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сторон. (Покупка второго телевизора в семье, если два ее члена желают одновременно смотреть разные программы.)

Частичное разрешение конфликта на объективном уровне имеет место, когда с помощью преобразования реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны оказываются незаинтересованными в дальнейшем продолжении конфликтных действий. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Но особенно интересным с социально-психологической точки зрения представляется случай, когда разрешение конфликта достигается за счет изменения образов, имеющихся у противоборствующих сторон. Подобное разрешение конфликта (полное или частичное) в обязательном порядке предполагает переструктурирование имеющихся ценностей, мотивов, установок, а также принятие новых, поэтому здесь уместно использовать весь арсенал средств, которые были разработаны в социальной психологией специально для этих целей.

Подводя итог рассмотрению основных стадий, через которые проходит конфликт в его динамике, необходимо отметить также следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что любой конфликт обязательно должен проходить через каждую из перечисленных стадий. Например, сложившаяся объективная конфликтная ситуация может остаться незамеченной, не воспринятой сторонами. В этом случае конфликт ограничится своей первой стадией и останется на уровне потенциального. Но с другой стороны, стадия восприятия ситуации как конфликтной может наступить и в условиях, когда объективная конфликтная ситуация вообще отсутствует. Кроме того, вполне вероятно, что разрешение конфликта может последовать непосредственно за его восприятием.

Во-вторых, важным моментом динамики конфликта является его возможные переходы из одних форм в другие. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой), а внешний - во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт.

Следует также отметить, что ранее упоминавшийся нами ложный конфликт (то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон) вполне может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и т. д. При исследовании взаимоотношений в различных группах довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд неоправданных конфликтов, которые на самом деле свидетельствуют о наличии какого-то глубокого и серьезного конфликта.

Следующим элементом понятийной схемы анализа конфликта являются функции конфликта. В настоящее время доминирующей точкой зрения является признание того, что конфликт выполняет две основные функции: деструктивную и конструктивную. Рассмотрим основное содержание этих функций.

Сначала проанализируем основные виды проявлений деструктивной функции конфликта. Сразу же заметим, что возможные проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Например, внутриличностный конфликт, как правило, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий, а в крайних случаях может привести даже к разрушению личности. На уровне малой группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимодействия и взаимоотношений, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге заметно понижать эффективность функционирования группы в целом. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения.

Но любой конфликт выполняет и определенные конструктивные функции, причем проявления конструктивных воздействий конфликта не менее многообразны, чем деструктивные. Поэтому остановимся здесь лишь на некоторых из них. Общеизвестно, что конфликт достаточно часто может служить мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, стагнации, он служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей и т. п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от дезорганизующих ее факторов и способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

Четвертым элементом понятийной схемы является его типология конфликтов. В силу того, что социальные конфликты исследуются рядом научных дисциплин, поэтому неизбежно существование самых разнообразных типологий конфликтов. Остановимся лишь на некоторых из них.

В качестве широко распространенной рассмотрим типологию конфликтов, предложенную М. Дойчем.

1. Подлинный конфликт. Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно».

2. Случайный или условный конфликт. Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами».

3. Смещенный конфликт. В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, латентный конфликт, лежащий в основе явного.

4. Неверно приписанный конфликт. Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат - по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей).

5. Латентный конфликт. Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. Ложный конфликт. Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации М. Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка не может быть основанием, поскольку она крайне неопределенна. Фактически в качестве основания используется наличие или отсутствие у конфликтов по крайней мере трех признаков:

а) существование объективной конфликтной ситуации; б) факт осознания этой ситуации; в) адекватность этого осознания. Поскольку основание классификации сколько-нибудь четко не сформулировано, полученные М. Дойчем типы конфликта часто пересекаются.

В основу другой классификации положены характеристики участников конфликтного взаимодействия, которые являются основой конфликта. В соответствии с этим принято выделять четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Действительно, внутриличностный конфликт порождается противоречиями внутри личности. Здесь участниками конфликта могут выступать, например, различные стороны одной и той же личности, а также потребности и осознание личностью невозможности их удовлетворения в данное время.

В случае межличностного конфликта его участниками являются отдельные личности, а его причина кроется в противоречиях, которые существуют между ними. Внутригрупповой конфликт предполагает в качестве участников личность и группу. Примером могут служить конфликты, которые возникают между учащимся и его одноклассниками из-за несоответствия его ценностных ориентаций общегрупповым. В случае же межгруппового конфликта в роли участников конфликтного взаимодействия начинают выступать группы.