logo
Пед пси крат курс

4.Психологические требования к личности учителя

К личности педагога предъявляется ряд психологических требований. Среди них принято выделять главные и второстепенные. В свою очередь, как среди главных, так и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для любого квалифицированного педагога, имеются устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, которые определяются особенностями этапа социально-экономического развития общества, в котором живет и трудится педагог.

Главным и постоянным требованием, которое предъявляется к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Заметим, что все указанные выше свойства не являются врожденными. Они приобретаются благодаря систематическому и упорному труду, огромной работе педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, которые предъявляются к личности педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Например, можно представить, не очень общительного учителя физики, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим педагогом. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с изысканным вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли сможет когда-нибудь стать высокопрофессиональным учителем и воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в своей совокупности образуют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Значительно более сложным представляется решение вопроса о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент исторического развития общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы помочь учащемуся стать личностью (а российскому обществу теперь как никогда нужны именно настоящие личности, соответствующие требованиям времени) сам педагог обязан обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами. Все указанные выше качества учителю необходимо систематически развивать у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Педагогическими способностями называют определенные индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Рассмотрим их более подробно. Для этого обратимся к классификации педагогических способностей, которую разработал Ф.П. Гоноболин (см. рис. 2.2). Он выделил следующие виды педагогических способностей:

К специальным педагогическим способностям традиционно относят также педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению.

В педагогической психологии традиционно выделяются два основных аспекта исследования личности учителя: педагогическая направленность и педагогические способности.

А.К. Маркова несколько иначе подходит к классификации педагогических способностей. Внутри педагогических способностей она выделяет две большие подструктуры: перцептивно-рефлексивные и проективно-конструктивные. Перцептивно-рефлексивные способности определяют возможность изучения другого человека, понимания его, сопереживания ему. Это способность стать на точку зрения другого человека и посмотреть «его глазами» на себя. Данная группа педагогических способностей считается доминирующей, ядерной. Проективные, конструктивные, управленческие способности связаны с умением влиять на другого человека: на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, на мотивы и через них на действия и т.п.

Рис. 2.2. Педагогические способности (по Ф.П. Гоноболину)