logo
Пед пси крат курс

6. Конфликтные ситуации в вузе

Процессы воспитания и обучения, начатые в семье и средней школе продолжаются в вузе. Основные трудности адаптации студентов к новым требованиям проявляются в основном на первом-втором курсах, когда они только входят в жизнь высшего учебного заведения, овладевают методикой вузовской работы.

Возникающие проблемы и конфликтные ситуации могут существенно отличаться от рассмотренных ранее и характерных для периода учения в школе. Так, иногда оказывается, что специальность или даже вуз выбраны студентом ошибочно в связи с неправильными представлениями о будущей профессии и характере работы по окончании учебного заведения. Сам процесс обучения может оказаться не по силам студенту или кажется ему неинтересным. Бывают случаи, когда у студента выявляется отсутствие умения работать самостоятельно, правильно организовать свой труд и распределить время. Иногда учебные занятия не удовлетворяют студента потому, что учебный материал кажется ему простым и легким и во многом повторяющим школьный курс, в то время как он ждал от вуза немедленного раскрытия каких-то больших научных истин. Поэтому достаточно часто причиной педагогических конфликтов могут быть не только внешние обстоятельства. В частности в роли причин, провоцирующих конфликт, могут выступать несовпадение ожиданий и реальностей студенческой жизни, собственное несоответствие системе требований, предъявляемой студенту системой обучения в вузе.

Другой причиной конфликта с преподавателем может стать настрой студента на полноценную активность только во время сессии, а в течение семестра выполняются лишь самые необходимый минимум работы (с точки зрения студента). Высвободившееся от занятий время используется на личные нужды. Негативным фактором является и отсутствие установки на получение высоких результатов на зачетах и экзаменах, стремление учиться с минимальной затратой сил, необходимой лишь на удовлетворительную сдачу сессии в установленные сроки.

Как и в школе, одной из часто встречающихся причин конфликта остается оценка учебной деятельности студента. На первом месте по силе психологических переживаний, по глубине воздействия на психику стоит экзаменационная сессия и ее результаты. Причиной стресса можно считать противоречие между самооценкой собственных знаний и умений и требуемым по программе их уровнем, хотя в данном случае велика роль индивидуально-психологических особенностей студента.

Конфликт более вероятен, если преподаватель, принимающий экзамен, воспринимается студентом негативно, есть причины бояться его мести за какие-то проступки в течение семестра и т. п. Усиливать субъективный страх перед экзаменом может «традиционная» боязнь какого-либо предмета, слухи о чрезвычайной строгости и требовательности преподавателя, неудачная сдача предшествующего экзамена или сессии, решающая роль именно этой оценки для получения стипендии. Иногда подобные переживания может спровоцировать и сам преподаватель, использующий будущий зачет или экзамен как стимул повышения активности студентов в ходе семестра. Относительно частой причиной конфликтов может быть и необъективность оценок, причем как реальная, так и мнимая - в случае, если преподаватель не объясняет, почему был поставлен тот или иной балл.

Повышать общую конфликтность и преподавателей, и студентов могут и внешние факторы как внутривузовского, так и более широкого плана. Здесь можно назвать плохую организацию учебного процесса, чрезмерную нагрузку по большинству дисциплин, возникшую из-за несогласованности учебного плана факультета, несоответствие каких-либо требований реальным обстоятельствам, задержки в выплате стипендий и зарплат, проблемы с жильем, трудоустройством после окончания вуза и прочее.

Межличностные конфликты среди студентов наблюдаются относительно редко, чаще всего проявляются на младших курсах, в начальный период формирования группы. Социометрические исследования показывают, что пары студентов-первокурсников, выбранные по критерию взаимной симпатии-антипатии обнаруживают следующую тенденцию: большинство пар со взаимной симпатией сохраняют свои отношения и на старших курсах, а пары с взаимным отвержением в основном меняют негативные отношения на нейтральные или даже на положительные.

Таким образом, среди всех возможных причин конфликтов во время обучения в высшем учебной заведении выделяются противоречия дидактического плана между преподавателем и студентом.