logo
Пед пси крат курс

Основные этапы развития тсо

Содержание этапа

Используемые средства

Психологические особенности использования

Использование естественных средств обучения

Игровое подражание, практическое овладение орудиями труда, вербальное и невербальное общение, демонстрация движений

Опосредование знаний, умений и навыков только действием и речью

Использование письменной речи и книгопечатания

Чтение и конспектирование письменных источников знания

Опыт, усваиваемый учащимися, опосредован визуально представленным знаком

Использование средств наглядности

Наглядный материал (учебные картины, схемы и знаковые модели) служат внешней опорой для внутренних, психологических действий, совершаемых учащимся в процессе обучения

Использование психологического свойства предметов или объектов вызывать яркий и понятный образ у учащегося

Использование средств статической проекции и аудиозаписи

Фотографии, аудиозаписи, кинофрагменты сохраняют и доносят до учащегося учебную информацию

Учитель может подтвердить данными средствами свою мысль, высказанную в устной или письменной речи

Использование аудиовизуальных средств изложения знаний

Обучения прибегает к возможностям звукового кино и телевидения

Учитель передает техническому средству на время свою информационную функцию

Использование компьютеров и компьютерных обучающих программ

Интеграция всех предшествующих типов ТСО сочетается с возможностями диалогового режима работы с компьютером, доступность информации в глобальном масштабе

Учитель передает этим средствам обучения наряду с информационной функции обобщения, контроля и упражнения

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

Обогащая опыт учащихся, помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд учителя. Но избыток наглядности, и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия детьми, может не облегчить, а затруднить учебный процесс. Учителю следует учитывать возможность осознания школьниками не заложенных в учебном пособии соотношений между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной на нем предметной реальности. В связи с этим удобными (более однозначно воспринимаемыми) являются абстрактные схемы и знаковые модели. Как известно, они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении учащимися.

Учебная картина - средство наглядности - важное техническое опосредование процесса обучения. Изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения, получило название дидактической картины. Рассказывая, преподаватель показывает, и эта связь слова с образом выступает как один из основополагающих механизмов мышления. Не следует путать дидактическую картинку с картиной как произведением искусства. Последняя представляет собой объект эстетического потребления и не является средством обучения. Дидактическая картина – это носитель учебной информации и интересна лишь как средство обучения.

Принципиально новое направление в техническом опосредовании обучения связано с появлением фотографии, кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фиксация событий, процессов, образов, людей на киноленту, видеопленку, грампластинку, магнитофонную ленту - это принципиально новые способы хранения общественно и лично-значимой информации. Очень важным для этих ТСО является возможности тиражирования и многократного воспроизведения событий и явлений.