6. Психологические основы анализа урока
Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке учитель целостно выражает требования образования и воспитания. На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозировать психическое развитие школьников.
Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех, заранее предвиденный и подготовленный. Такой успех может опираться только на понимание учителем психологических закономерностей обучения и воспитания, на учение использовать свои знания в осуществлении урока.
Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы, учебников, учебных пособий, методов обучения, оснащенности техническими средствами обучения и др.
Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, психологический анализ урока следует вести по двум направлениям:
-
организация урока учителем;
-
организованность самих учащихся.
Важно также учитывать организацию познавательной деятельности учащихся учителем, психологический контакт учителя с классом и творческое рабочее самочувствие учителя.
Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал учитель. Как бы ни был опытен и подготовлен учитель, он никогда не сможет предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и точно ориентироваться в возникающих ситуациях, перестраиваться в соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут учителю сохранить свое хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного.
Очень важен во время урока психологический контакт с классом. Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный, вернуться назад. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем.
Дисгармония взаимоотношений учителя и учащихся на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учеников. Психологические исследования свидетельствуют, что привораживать сердца ребят могут только учителя, работающие творчески и с увлечением. Но творчество не должно быть эпизодическим. Оно должно быть постоянным, ежедневным и неистощимым. Творчески работающий учитель заботится о расширении своего кругозора (и в отношении преподаваемой дисциплины, и в отношении психологических знаний). Обязательным условием высокой контактности является педагогический такт.
Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
-
не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
-
не противопоставлять сильных слабым;
-
не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
-
замечать даже небольшие успехи слабых, но не подчеркивать это резко;
-
воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
-
формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Чрезвычайно важной стороной урока является организация познавательной деятельности учащихся, т.е. создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач. Познавательная деятельность ученика на уроке включает в себя процессы восприятия, мышления, памяти, воображения.
Необходимо также поддержание состояния бодрости, сосредоточенности внимания, внутренней готовности к осуществлению учебных действий (установка). Достигается установка, как за счет убеждения, так и за счет внушения. В этом случает важно не только то, что говорится учителем, но и то, как это говорится, и то, как учитель при этом выглядит. Установка, вынесенная с урока, может из временного состояния перейти в более или менее осознанную тенденцию поведения. Тенденция поведения со временем становится чертой личности.
Организация восприятия на уроке подразумевает необходимость разъяснить, что, с какой целью и как учащиеся должны воспринимать. Ограниченность жизненного опыта и кругозора часто ведет к неверному пониманию воспринятых учеником новых фактов, слов, изречений, при этом нарушается осмысленность восприятия. Управлять восприятием учитель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.
Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостностью восприятия. Целостность достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные стороны, свойства воспринимаемого предмета и на их основе создается целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того, как восприятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество – наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.
Организовать внимание школьников на уроке - значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Концентрация внимания достигается за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы. Необходимо также связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение вопроса - обдумывание способа решения - контроль за выполнением действий - проверка результата. Распределение внимания, необходимое на уроке легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным.
Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет их мысль от решения одной проблемы к решению другой. При переходе от одного вида учебной работы к другому необходимо переключение внимания. Оно будет полным и быстрым в том случае, если учитель подведет итого предыдущего вида работы и четко сформулирует учебную задачу для нового вида учебной работы.
Нарушения внимания, проявляющиеся как отвлечения, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной деятельностью, неверный темп работы, сильные посторонние раздражители, плохое физическое состояние ребенка, утомление. Подобные обстоятельства учитель должен знать предупреждать своей деятельностью. Лучше всего внимание организуется на основе заинтересованности учащихся предстоящей работой, а также на основе осознания ее важности и необходимости.
Чрезвычайно важно организовать управление памятью учащихся на уроке. При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития. Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу, и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося. Запоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию:
-
раскрывает значение данного материала;
-
дает специальную установку на его запоминание;
-
показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;
-
применяет различные приемы и упражнения на усвоение и воспроизведение.
Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не все, а только необходимое. Учителю необходимо четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что – навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала. Необходимо сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного.
Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам мышления. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от их различения основных положений и аргументации, фактического материла и комментария. Формирование понятий на уроке является одной из центральных задач обучения, так как получение знаний по любому учебному предмету - прежде всего овладение соответствующей системой научных понятий3. Отсюда - необходимость организации деятельности учащихся по отбору существенных, инвариантных признаков изучаемых явлений и предметов. Знания о сущности предметов и связях объективного мира закрепляются в понятиях всегда в обобщенном виде. Следовательно, еще одна задача заключается в том, чтобы учить школьников правильному обобщению. Чтобы усвоение знаний не было формальным учителю на уроке необходимо решать задачу образования конкретных представлений у ребят.
В мышлении школьника процессы обобщения и конкретизации постоянно взаимодействуют, обогащая и уточняя содержание мысли школьника. В процессе формирования понятий учитель должен уметь вести школьников как по пути перехода от чувственно-практического опыта к обобщению свойств, так и по пути перехода от обобщающего понятия к его конкретизации с помощью уточняющих примеров и сопоставлений. Не все понятия образуются эмпирически, многие научные понятия создаются на теоретической основе, путем логического анализа и выявления новых структурных свойств или функциональных отношений предмета. В теории содержательного обобщения в обучении В.В. Давыдова намечен путь переориентировки школьного обучения с эмпирического пути на путь теоретический.
Для человеческого учения характерно понимание того, что осваивается. Вот почему понимание и процесс построения понимания учащихся являются важной составной частью деятельности учителя на уроке.
Для того чтобы мышление школьников на уроке было активным, самостоятельным и творческим следует чаще ставить учащихся в проблемную ситуацию, в которой от них требовалось бы исследовательское отношение к познанию. Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно их решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу для успешного выполнения работ творческого характера.
Умения и навыки - обязательный компонент учебной деятельности (и не только учебной). Умение - это успешное выполнение какого-либо действия на элементарном уровне. Оно возникает на основе овладения необходимыми знаниями и правильными способами выполнения действий.
Навык формируется в процессе упражнения как сознательно автоматизируемое действие. Навык свободен от лишних движений, ошибок, предполагает совершенные формы контроля над исполнением действия. Автоматизация распространяется и на регуляцию действия, что позволяет человеку направлять сознание не на отдельные операции, а на действие в целом. Это облегчает работу мышления и творческий поиск в деятельности. На уроке особенно важным является формирование у школьников интеллектуальных умений и навыков. Для этого необходимо учить самим приемам умственной деятельности, различным способам оперирования знаниями.
Ученик должен знать и полно осознавать структуру действия, понимать логическую связь между операциями и их последовательность. Любой способ выполнения действия можно донести до сознания учащегося в виде определенного предписания. Это может быть:
-
план, обобщающий направление работы и порядок необходимых действий;
-
указание, дающее направление мыслительной деятельности ученика;
-
рекомендации, помогающие преодолевать интеллектуальные затруднения;
-
инструкции, выделяющие необходимую последовательность умственных действий;
-
алгоритмы, определяющие такую однозначную и точную последовательность операций, которая гарантирует правильность и одинаковость решения задачи всеми учащимися класса.
Превращение освоенного действия в навык достигается системой упражнений. При выполнении упражнений ученику необходимо иметь образец, ясное представление о том, что он должен делать, каких результатов добиваться. После каждого повторного выполнения упражнения ученику следует осознать чего он достиг, каковы недостатки выполнения им упражнения, какие ошибки и почему он допустил, как их избежать в дальнейшем. В процесс выполнения упражнений необходимы: активная ориентировка учащихся в выполняемой деятельности, установка на самоконтроль и коррекцию действий, анализ результатов и работа над ошибками.
В процессе обучения учителю необходимо учитывать взаимодействие навыков. Ранее выработанные навыки могут положительно влиять на формирование новых навыков (это явление называют переносом навыка), могут влиять и отрицательно (интерференция навыков). Интерференция навыков имеет место при недостаточном осмыслении различий новых действий от уже известных при переучивании.
Осуществлять психолого-педагогический анализ конкретного урока удобно по примерной схеме, которая была разработана О.Я. Польской.
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература