4. Основные проблемы педагогической психологии
В соответствии с предметом, объектом и задачами, которые предстоит решать именно педагогической психологии, перед ней поставлен ряд крупных проблем, теоретическое и практическое решение которых обеспечивает выделение и существование этой самостоятельной области психологических знаний.
Рассмотрим эти проблемы, исходя из их типологии, которую предложил Р.С. Немов. Одной из центральных в развитии детей, по его мнению, является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Сущность анализируемой проблемы состоит в том, что:
-
во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и конец;
-
во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному;
-
в-третьих, необходимо установить все психологические качества ребенка, которые могут быть сформированы и развиваться именно в этом сензитивном периоде;
-
в-четвертых, требуется точно установить все признаки начала сензитивного периода.
Вторая проблема рассматривает вопросы, которые касаются связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Самые существенные из них следующие.
-
Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет?
-
Любое ли обучение является развивающим (развивает личность ребенка)?
-
Существует ли связь между биологическим созреванием организма, обучением и развитием ребенка?
-
Если - да, то каков характер этой связи?
-
Как связаны между собой обучение и развитие?
Третья проблема предполагает решение вопросов, затрагивающих общее и возрастное сочетание обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка раскрывает свои особенные, присущие только ему возможности для интеллектуального и личностного роста. Поэтому решение данной проблемы предполагает получение ответов на ряд вопросов.
-
Являются ли одинаковыми указанные возрастные возможности для всех детей, а также, каким образом можно рационально использовать эти возможности?
-
Как следует соединять в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие учащихся?
-
Что должно быть приоритетно для ребенка именно в данный возрастной период обучение или воспитание?
-
Как определить в интеллектуальном, познавательном или личностном развитии нуждается ребенок в данный период в своей жизни?
Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексность педагогических воздействий. Несмотря на то, что она имеет, на первый взгляд, преимущественно теоретический интерес, ее решение позволяет в значительной степени оптимизировать весь учебно-воспитательный процесс в школе. Ее сущность заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого обязательно сказывается на становлении множества других свойств и, в свою очередь, зависит от них. Кроме этого, она позволяет установить, по каким законам происходит развитие системы психологических качеств личности ребенка, а также в чем состоят ключевые воздействия на нее.
Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В самой обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка. В частности, ее решение предполагает получение ответов на следующие вопросы.
-
Целесообразно ли начинать обучение детей тогда, когда еще полностью не сформировались у них соответствующие нейрофизиологические структуры?
-
Может ли обучение влиять на органическое созревание ребенка и, если да, то каковы пределы этого влияния?
-
Как связаны между собой задатки и способности?
-
Способны ли задатки сами по себе независимо от обучения превращаться в способности?
Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, обязательно нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:
-
в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
-
в смысле личного уровня развития;
-
в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
Кроме этого, здесь принципиальным является вопрос, касающийся методов психодиагностики, которые бы позволяли достоверно определять уровень психологической готовности ребенка к обучению и воспитанию в школе.
Не менее важной является проблема педагогической запущенности ребенка. Под ней подразумевается неспособность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, которая вызвана устранимыми причинами, например, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали. Основной вопрос, решаемый здесь – как отличить ребенка, который действительно отстал в своем развитии от педагогически запущенного. А для этого следует разработать надежные и достоверные критерии отбора детей во вспомогательные и специальные школы.
Обеспечение индивидуализации обучения является следующей актуальной современной проблемой педагогической психологии. Ее решение подразумевает необходимость научно-обоснованного разделения детей по определенным группам, которые бы полностью соответствовали имеющимся у них способностям и задаткам, а также применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые наилучшим образом подходят к его индивидуальным особенностям.
Завершает перечень проблем, рассматриваемых педагогической психологией, проблема социальной адаптации и реабилитации. Ее решение позволит ответить на систему вопросов, тесно связанных с оказанием действенной психологической помощи детям, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети, которые много болели, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений.
Обратимся к базовым понятиям, используемым для постановки и решения данной проблемы. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики детей, которые являются социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Адаптация школьная (лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребёнка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
В связи с тем, что решение указанных выше проблем требует от педагога высокого уровня профессионализма, в котором значительную часть составляют именно психологические знания, умения и навыки, Р.С. Немов выделяет еще одну, как он указывает, «дополнительную» проблему педагогической психологии. Она оказывается неразрывно связанной с процессом повышения квалификации и переподготовкой учителей и воспитателей в области психологии. Поскольку педагогическая действительность показывает, что психологических знаний, которые даются будущим учителям в вузах явно не хватает, то отсюда вытекает еще одна задача педагогической психологии – определение содержания, объема, средств, методов этой дополнительной психологической подготовки педагогов.
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература