logo
Пед пси крат курс

2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности

До массового распространения телевидения окружающая среда была зачастую единственным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добавлялось из чтения, но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости от взрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир, выведя его далеко за пределы непосредственного окружения.

К моменту поступления в школу ребята много знают о человеке и природе из фильмов, учебных телепередач. Так протекает латентное (скрытое) научение. Латентное научение является одним из необходимых условием акселерации умственного развития. Особенностью латентного научения является то, что ребенок сначала приобретает знания, а лишь потом их осознает.

Обычно выделяют 2 группы технических средств обучения:

Предъявление учебного материала при использовании экранных ТСО создает ряд преимуществ по сравнению с непосредственным общением учителя и ученика в классе. В киносъемке объект может быть показан общим, средним, крупным планом, может быть выделена деталь, а также сверхкрупный план. Объект на экране может быть рассмотрен с различных сторон - с выделением и подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновременно или сразу же за демонстрацией объекта на его изображение может быть наложен схематический рисунок, мультипликация, раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействия объектов или их частей.

С помощью киносъемки перестраивается восприятие времени, поэтому «экранное» время отлично от реального. Используя это можно демонстрировать длительные процессы, показывая начало (исходное) и конец (результат), опуская промежуточные этапы. Использование ускоренной и замедленной киносъемки (частота смены кадров больше (меньше) двадцати четырех в секунду) позволяет показать то, что недоступно глазу человека (как распускается цветок, осуществляется движение глаз человека, техника движений при беге, прыжках).

Благодаря кино и телевидению человечество научилось по новому видеть мир: видеть мир в разных планах; видеть детали, которые раньше люди не замечали. Запись поведения и речи ученика на видеоаппаратуру и магнитофон позволяет учителю и ученику анализировать речь школьника, ее выразительность, логичность, правильность произношения, например, на уроках русского и иностранных языков. Используя вторую группу ТСО, мы оперируем пространством и временем.

Аудиовизуальный способ предъявления и восприятия учебной информации, как показала практика, наиболее предпочтителен. Но в двадцатом веке появились средства обучения, интегрирующие в себе возможности письменной речи, дидактических картин, статической проекции и звукозаписи, аудиовизуальных средств с возможностями средств массовой коммуникации и способные функционировать в диалоговом режиме. Этими техническими средствами являются компьютеры и компьютерные программы. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, а также внедрение в учебный процесс разнообразной компьютерной техникой, локальных компьютерных сетей, в том числе с выходом в Интернет, значительно ослабило интерес к ТСО других видов.