2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
До массового распространения телевидения окружающая среда была зачастую единственным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добавлялось из чтения, но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости от взрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир, выведя его далеко за пределы непосредственного окружения.
К моменту поступления в школу ребята много знают о человеке и природе из фильмов, учебных телепередач. Так протекает латентное (скрытое) научение. Латентное научение является одним из необходимых условием акселерации умственного развития. Особенностью латентного научения является то, что ребенок сначала приобретает знания, а лишь потом их осознает.
Обычно выделяют 2 группы технических средств обучения:
-
Статическая проекция (диафильмы, слайды, транспаранты кодоскопа, фрагменты кинофильма) и звукозапись (магнитная запись, грамзапись). Данная группа ТСО является средством наглядности в руках учителя. Специфика позиции учителя заключается в том, что учитель может подтвердить ими свою устную мысль. Он сам планирует, как и когда их использовать.
-
Аудиовизуальные средства изложения знаний (телепередача, видеофильм, кинофильм, компьютерные программы). Здесь налицо новая позиция учителя: на определенной части урока учитель уступает свою информационную функцию техническому средству. При включении в обучение компьютеров учитель передает этому средству функции обобщения, контроля и упражнения.
Предъявление учебного материала при использовании экранных ТСО создает ряд преимуществ по сравнению с непосредственным общением учителя и ученика в классе. В киносъемке объект может быть показан общим, средним, крупным планом, может быть выделена деталь, а также сверхкрупный план. Объект на экране может быть рассмотрен с различных сторон - с выделением и подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновременно или сразу же за демонстрацией объекта на его изображение может быть наложен схематический рисунок, мультипликация, раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействия объектов или их частей.
С помощью киносъемки перестраивается восприятие времени, поэтому «экранное» время отлично от реального. Используя это можно демонстрировать длительные процессы, показывая начало (исходное) и конец (результат), опуская промежуточные этапы. Использование ускоренной и замедленной киносъемки (частота смены кадров больше (меньше) двадцати четырех в секунду) позволяет показать то, что недоступно глазу человека (как распускается цветок, осуществляется движение глаз человека, техника движений при беге, прыжках).
Благодаря кино и телевидению человечество научилось по новому видеть мир: видеть мир в разных планах; видеть детали, которые раньше люди не замечали. Запись поведения и речи ученика на видеоаппаратуру и магнитофон позволяет учителю и ученику анализировать речь школьника, ее выразительность, логичность, правильность произношения, например, на уроках русского и иностранных языков. Используя вторую группу ТСО, мы оперируем пространством и временем.
Аудиовизуальный способ предъявления и восприятия учебной информации, как показала практика, наиболее предпочтителен. Но в двадцатом веке появились средства обучения, интегрирующие в себе возможности письменной речи, дидактических картин, статической проекции и звукозаписи, аудиовизуальных средств с возможностями средств массовой коммуникации и способные функционировать в диалоговом режиме. Этими техническими средствами являются компьютеры и компьютерные программы. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, а также внедрение в учебный процесс разнообразной компьютерной техникой, локальных компьютерных сетей, в том числе с выходом в Интернет, значительно ослабило интерес к ТСО других видов.
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература