logo
Пед пси крат курс

Введение

Решение проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, передачи ему накопленного социального опыта в наши дни выходит на первое место. Общественный интерес к этой сфере был реализован, прежде всего, в многочисленных попытках его реформирования образования. Цели, поставленные реформаторами системы образования, выглядят достаточно привлекательно и актуально – совершенствование и оптимизация учебно-воспитательного процесса по целям и по средствам, что должно привести к значительному повышению эффективности обучения и воспитания, ведущее к формированию соответственно у школьников и студентов более прочных знаний, умений и навыков. Но большая часть из реформ среднего образования России и ее высшей школы выраженного положительного результата до сих пор не дали. Вероятно, это произошло потому, что психологическая составляющая процессов обучения и воспитания была во многом проигнорирована.

Пусть читатель, взявший в руки эту книгу, не подумает, что психологическая сторона образования является всеобъемлющей и достаточной для модернизации высшей и средней школы. Это – не панацея (если таковая вообще существует!). Но ее целенаправленная актуализация психологического потенциала обучения и воспитания совершенно необходима как для адекватного понимания сложившейся ситуации, так и для осуществления эффективных действий.

Авторы не претендуют на то, что одним махом решить эту проблему, для этого необходимы согласованные усилия многих специалистов. То, что мы можем и хотим сделать – это в овладении основами педагогической психологии, многолетним опытом преподавания которой в вузе они располагают. В предлагаемом вам учебном пособии кратко изложения информация, критически важная для овладения основным содержанием педагогической психологии, как учебной дисциплины, преподаваемой в высшем учебном заведении.

Работа состоит из одиннадцати глав, краткого словаря использованных понятий и списка литературы. В каждой из глав изложены наиболее существенные факты педагогической психологии и комментарии к ним. Мы сочли возможным проиллюстрировать ключевые для понимания моменты изложения схемами и таблицами. Каждая глава завершается вопросами для самопроверки. Такая структура работы обусловлена следующим соображениями. Когда необходимо быстро найти нужную информацию (для зачета, семинара, экзамена, выступления и т.п.) читатель сначала заглядывает в словарь, затем знакомится с сутью вопроса в тексте соответствующей главы, а потом проверяет себя. Если результат неудовлетворительный, то можно снова вернуться к изложению материала. Книгой можно пользоваться и как справочником, чтобы быстро уточнить те или иные сведения. Для этого перед каждой главой перечисляются вопросы, которые она содержит.