logo
Пед пси крат курс

Структура педагогической деятельности

Компоненты педагогической деятельности

В чем реализуется данный компонент

Итоговое воплощение компонента

Конструктивный

Подготовка уроков, внеклассным мероприятий, поиск путей активизации, оптимизации и интенсификации процессов обучения и воспитания

Подбор учебного материала, разработка конспекта урока, план внеклассного мероприятия

Организаторский

Организация изложения учебного материала; организацию поведения учителя на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы

Полноценное усвоение знаний, формирования умений и навыков у школьников

Коммуникативный

Установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями

Психологический контакт в процессе учебнй деятельности, эмоциональное благополучие учащихся в процессе обучения

В педагогической психологии выделяют пять типов эмоциональных отношения учителя к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

Исследованиями установлено, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствуют тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Например, у педагога эмоционально-неуравновешенного, который к тому же может быть как подозрителен и отрицательно настроен по отношению к учащимся, так и сентиментален, и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в межличностных отношениях друг к другу.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности ярко проявляется во всех без исключения элементах педагогического процесса. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть индивидуальные особенности личности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответствующим образом реагировать на них. Например, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

А.И. Щербаков, кроме изложенных ранее компонентов структуры педагогической деятельности, выделяет ряд психологических функций педагогической деятельности: