Структура педагогической деятельности
Компоненты педагогической деятельности | В чем реализуется данный компонент | Итоговое воплощение компонента |
Конструктивный | Подготовка уроков, внеклассным мероприятий, поиск путей активизации, оптимизации и интенсификации процессов обучения и воспитания | Подбор учебного материала, разработка конспекта урока, план внеклассного мероприятия |
Организаторский | Организация изложения учебного материала; организацию поведения учителя на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы | Полноценное усвоение знаний, формирования умений и навыков у школьников |
Коммуникативный | Установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями | Психологический контакт в процессе учебнй деятельности, эмоциональное благополучие учащихся в процессе обучения |
В педагогической психологии выделяют пять типов эмоциональных отношения учителя к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
Исследованиями установлено, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствуют тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Например, у педагога эмоционально-неуравновешенного, который к тому же может быть как подозрителен и отрицательно настроен по отношению к учащимся, так и сентиментален, и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в межличностных отношениях друг к другу.
Коммуникативная сторона педагогической деятельности ярко проявляется во всех без исключения элементах педагогического процесса. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть индивидуальные особенности личности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответствующим образом реагировать на них. Например, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.
А.И. Щербаков, кроме изложенных ранее компонентов структуры педагогической деятельности, выделяет ряд психологических функций педагогической деятельности:
-
информационная функция (владение материалом и искусством его подачи);
-
развивающая (управление развитием личности школьника в целом);
-
ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы);
-
мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);
-
исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести психолого-педагогический эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература