logo
Пед пси крат курс

Структура учебной деятельности

Компоненты учебной деятельности

Психологическое содержание

Типичные учебные действия

Мотивационный

Побуждения к учебной деятельности

Создание учебно-проблем­ной ситуации; формулирование основной учебной задачи; самоконтроль и самооценка готовности; разработка и обсуждение плана работы

Операционный

Способы действий, позволяющих решить учебные задачи

Внешние и внутренние мыслительные, перцептивные, мнестические действия; действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, опознавания, идентификации; запечатления объекта, сохранения, фильтрации, структурной организации

Контрольно-оценочный

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Анализ собственной учебной деятельности, ее оценка, сопоставление результатов деятельности с учебными задачами

Мотивационный компонент - это совокупность мотивов учения. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность. Деятельность человека, в частности школьника, определяется одновременно несколькими побудителями. Поэтому говорят о полимотивированности учебной деятельности, о динамике мотивации. Для учебной деятельности наиболее важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Это мотивы осознаваемые, понимаемые, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Руководствуясь подобными мотивами, не считаясь с усталостью, временем, противостоя другим побудителям и другим отвлекающим факторам, учащийся настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, точнее над решением учебных задач. Итак, мотивом учения должно стать желание и стремление овладеть знаниями и умениями, с тем, чтобы в дальнейшем стать полезным членом общества.

В процессе изучения самостоятельного раздела учебной программы учащиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Этот этап обычно состоит из следующих учебных действий: создание учебно-проблемной ситуации; формулирование основной учебной задачи; самоконтроль и самооценка готовности к изучению предстоящего раздела (темы); разработка и обсуждение плана предстоящей работы.

Операционный компонент - под ним понимается определенная учебная задача и совокупность учебных действий, операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи. Учебная задача - это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общих способов действий с ними. Например, школьники должны овладеть общими принципами доказательства геометрических теорем. Это задача решается с помощью выполнения целого ряда частных заданий. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная задача — это основная единица учебной деятельности, «… ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Состав учебных задач, т.е. вопросов (и ответов), должен быть известен и учителю, и ученику. Практически вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, даваемых в определенных учебных ситуациях и предполагающих определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические) действия, например, подчеркивание, выписывание и др. являются учебные действия, которые определяются как способы решения учебных задач.

В зависимости от той роли, которую они выполняют в деятельности, от характера задач, решение которых ими осуществляется, и по другим основаниям, например, соотнесенности с той или иной психической функцией, или стороной интеллекта, выделяются разные виды действий. Так, в соотнесенности с психической деятельностью выделяют действия: мыслительные, перцептивные, мнестические. Они являются внутренними интеллектуальными действиями, включенными во внутреннюю психическую деятельность субъекта. В них, в свою очередь, включаются действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, опознавания, идентификации; а также действия запечатления объекта, сохранения, фильтрации, структурной организации и др. В соотнесенности с планом реализации деятельности разграничиваются: внутренние, умственные и внешние действия. Итак, в процессе учебной деятельности перед учеником надо чётко ставить учебную задачу и специально отрабатывать учебные действия и операции.

Учащиеся осваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Учащиеся тем самым вводятся в «лабораторию мысли» соответствующих наук, они приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления.

Контрольно-оценочный компонент включает: контроль (вначале с помощью учителя, а затем самоконтроль) за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценку (а затем и самооценку) того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел, чего ему еще не удалось достичь. Формирование самоконтроля и самооценки учащегося напрямую зависят от того, как именно осуществляется контроль и оценка учителем.

Учащиеся учатся рефлексировать и анализировать свою собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Работу по подведению итогов изучения пройденного учебного материала надо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, радость победы над трудностями, ими преодоленными, счастье познания нового, интересного. Организация этого этапа должна проводиться в такой форме, чтобы учащиеся смогли наглядно обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи.