logo
Пед пси крат курс

2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Таким образом, подчеркиваются две основных функции учителя руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции являлись для учителя основными и практически не изменялись на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе также выполняет ряд функций, в частности:

  1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

  1. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

  1. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, активно использовать социально-психологические механизмы детского коллектива как для повышения эффективности процесса обучения, так и воспитания. Являясь членом педагогического коллектива, учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

  2. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Рис.2.1. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе

Остановимся более подробно на воспитательной функции педагога. Наиболее ярко она проявляется при выполнении учителем обязанностей классного руководителя. Следует всегда помнить, что классный руководитель - это официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в вверенном ему классе. Но, как показывает современная педагогическая практика, многие классные руководители нечетко представляют свои должностные права и обязанности, поэтому в учительской среде часто можно услышать: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство».

Классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Должностная инструкция включает общие требования к работе классного руководителя и специфические, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. На должность классного руководителя назначаются педагоги, имеющие среднее специальное или высшее образование.

К функциональным обязанностям классного руководителя относятся:

а) работа с учащимися:

б) работа с учителями, преподающими в классе, закрепленном за классным руководителем:

в) работа с родителями:

г) взаимодействие со службами учебного заведения, администрацией, медиками, психологами, библиотечной службы, взаимодействие с педагогами дополнительного образования;

д) работа с документами:

Функции классного руководителя: воспитательная (формирование личности и коллектива); организаторская (проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации). Система работы классного руководителя включает следующие основные компоненты: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.

Деятельность классного руководителя осуществляется по следующим направлениям: здоровье, учение, общение, досуг, семья. В своей работе классный руководитель использует все известные формы и методы работы. Главные требования их выбора - они должны соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, отражать педагогическую ситуацию класса.