logo
Пед пси крат курс

3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе

Современная цивилизация ставит человека, не владеющего ЭВМ в невыгодное положение. Компьютеризация образования включает два направления:

Мы в основном будем рассматривать второе направление. Сопоставим содержание педагогической деятельности и возможное использование компьютера.

  1. На этапе разработки целей обучения, содержания занятий и темы занятия (а это творческая работа) компьютер может выполнять только вспомогательные функции; например, хранение информации.

  2. На этапе установления знаний и умений учащихся (исходных, предшествующих новым) компьютер используется для тестов на проверку знаний и умений, задает диагностическую программу обработки полученных результатов (ответов учащихся), по результатам обработки разделяет учащихся на несколько групп (по уровню знаний и умений). Эта информация может стать основой дифференциации в обучении.

  3. На этапе подбора различных учебных заданий (упражнений, задач) разных по уровню сложности, разной направленности – они могут быть взяты из базы данных ЭВМ (естественно, что такую базу желательно иметь заранее).

  4. На этапе обеспечения мотивации - формирования ориентации на учебную деятельность, ее выполнение - у ЭВМ больше возможностей, а ее использование вызывает оживление, интерес, переживания новизны.

  5. На этапе формирования ориентировочной основы действия – здесь ЭВМ мало применимы.

  6. На этапе отработки умений и навыков ЭВМ хорошо использовать для индивидуального режима отработки, т.к. можно возвращаться, повторять часть программы, программа может указать ошибки.

  7. На этапе осуществления контроля за усвоением знаний, умений и навыков (по ходу урока и в конце его) - ЭВМ дает возможность осуществлять контроль за усвоением материала на этом этапе (с помощью упражнений и отработок), дает информацию по группам, категориям.

Компьютерные обучающие программы - это такое средство обучения, которое является носителем предметного содержания и направлено на организацию деятельности учителя и учащихся и может быть реализовано только при помощи ЭВМ. Типы учебных компьютерных программ представлены в табл. 10.2.

Таблица 10.2