4. Обучаемость и уровень развития ребенка
Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают они новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г. Ананьев характеризует как «восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином «обучаемость». Н.А. Менчинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Итак, обучаемость - это способность человека к научению. Обучаемость - это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны.
Умственное развитие - это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью. Умственное развитие повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой.
Для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Уровень обучаемости учащихся часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость - это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе.
Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.
Различают следующие группы неуспевающих школьников:
-
педагогически запущенные дети;
-
умственно отсталые дети, перенесшие заболевания во внутриутробном периоде своего развития, при рождении или в самом раннем возрасте, которое остановило нормальное развитие головного мозга;
-
ослабленные дети, которые под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность, воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 минут, а на последних уроках работать совсем не могут.
Продуктом учебной деятельности является не только изменения уровня обучаемости и сформированности учебной деятельности, но и усиление общего развития ребенка, и в частности его умственного развития. Н.А. Менчинская связывает понятие умственного развития с понятием обучаемости. З.И. Калмыкова ведущим показателем умственного развития считает экономичность и самостоятельность мышления.
Вопросы психического развития младших школьников в учебной деятельности глубоко изучались Л.В. Занковым и его сотрудниками. Л.В. Занков выделяет три линии развития: развитие деятельности, наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Основная идея системы Л.В. Занкова состоит в том, что если учебно-воспитательный процесс будет наиболее эффективным для общего развития школьников, то он будет и важной основой сознательного и прочного усвоения знаний.
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература