logo
Пед пси крат курс

4. Обучаемость и уровень развития ребенка

Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают они новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г. Ананьев характеризует как «восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином «обучаемость». Н.А. Менчинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Итак, обучаемость - это способность человека к научению. Обучаемость - это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны.

Умственное развитие - это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью. Умственное развитие повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой.

Для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Уровень обучаемости учащихся часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость - это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе.

Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.

Различают следующие группы неуспевающих школьников:

Продуктом учебной деятельности является не только изменения уровня обучаемости и сформированности учебной деятельности, но и усиление общего развития ребенка, и в частности его умственного развития. Н.А. Менчинская связывает понятие умственного развития с понятием обучаемости. З.И. Калмыкова ведущим показателем умственного развития считает экономичность и самостоятельность мышления.

Вопросы психического развития младших школьников в учебной деятельности глубоко изучались Л.В. Занковым и его сотрудниками. Л.В. Зан­ков выделяет три линии развития: развитие деятельности, наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Основная идея системы Л.В. Занкова состоит в том, что если учебно-воспитательный процесс будет наиболее эффективным для общего развития школьников, то он будет и важной основой сознательного и прочного усвоения знаний.