Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
1. Тема, цели и задачи урока.
2. Структура урока и его психологическая целесообразность
II. Психологическая оценка содержания урока
1. Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)?
2. Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?
3. Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний?
4. Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь а жизнью)?
5. Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое, теологическое, атеистическое и т. д.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности?
III. Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею
1. Организация внимания.
Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.).
Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.
Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.
В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?
2. Организация восприятия и его характер.
Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия.
Использование наглядных средств, их функция на уроке.
Осмысленность восприятия учебной информации.
3. Активизация памяти и ее развитие.
Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?
Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)?
Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т. д.)?
Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?
4. Активизация мыслительной деятельности школьников.
Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?
Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения вырабатывал?
Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений?
Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?
Каковы уровни усвоения понятий, проявленные учащимися на уроке, и ошибки при определении понятий?
Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа?
Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно производили учащиеся, для того чтобы найти решение поставленной проблемы (проанализировать один пример)?
В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)?
Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их?
Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был? построен урок в целом?
Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?
5. Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников?
6. Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников?
IV. Организация учителем обратной связи
1. На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?
2. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?
3. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
4. Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?
5. Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие; действия и слова учителя, т. е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
V. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке
1. Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональная атмосфера урока.
2. Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.). Отношение ребят к этим требованиям.
3. Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.
4. Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать, объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т. д.), т. е. как он учил детей учиться?
VI. Результаты урока.
Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература