logo
Пед пси крат курс

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами

1. Тема, цели и задачи урока.

2. Структура урока и его психологическая целесообразность

II. Психологическая оценка содержания урока

1. Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстракт­ности и обобщенности)?

2. Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образ­ной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?

3. Соответствует ли данный материал возрастным особеннос­тям познавательной деятельности учеников, их жизненному опы­ту и уровню знаний?

4. Как учитель делает сложную учебную информацию доступ­ной восприятию школьников данного возраста, понятной и инте­ресной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь а жизнью)?

5. Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое, теологическое, атеистическое и т. д.)? Насколько оп­тимально учитель реализует его воспитательные возможности?

III. Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею

1. Организация внимания.

Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, использова­ние принципа наглядности и обращение к непроизвольному вни­манию и т. д.).

Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их прояв­ления у отдельных школьников.

Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.

В каких сложных видах деятельности, предложенных учите­лем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?

2. Организация восприятия и его характер.

Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество ма­териала восприятия.

Использование наглядных средств, их функция на уроке.

Осмысленность восприятия учебной информации.

3. Активизация памяти и ее развитие.

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?

Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образ­ная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)?

Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений ис­пользовал учитель (постановка цели запомнить, логическая об­работка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т. д.)?

Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы па­мяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

4. Активизация мыслительной деятельности школьников.

Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?

Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суж­дения вырабатывал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учени­ков к усвоению тех или иных понятий и суждений?

Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал прак­тическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?

Каковы уровни усвоения понятий, проявленные учащимися на уроке, и ошибки при определении понятий?

Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным постро­ением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Бы­ли ли ученики активны в поиске ответа?

Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно производили учащиеся, для того чтобы найти решение постав­ленной проблемы (проанализировать один пример)?

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и уме­ний; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)?

Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рациональ­ного мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их?

Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был? построен урок в целом?

Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?

5. Активизировались ли на уроке представления памяти, ре­продуктивное и творческое воображение школьников?

6. Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенно­стей учеников?

IV. Организация учителем обратной связи

1. На каких этапах урока (во время опроса, при подаче но­вого материала, при закреплении) учитель обращался к школь­никам и с какой целью?

2. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?

3. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

4. Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?

5. Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие; действия и слова учителя, т. е. как он перестраивал свою дея­тельность в зависимости от обратной информации?

V. Воспитательное воздействие личности учителя и его дея­тельности на уроке

1. Воспитательное воздействие личности учителя: его внеш­ности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональная атмосфера урока.

2. Требования учителя и их значение для формирования цен­ных волевых и моральных качеств личности учеников (к отве­ту, поведению, речи, дисциплине и т. д.). Отношение ребят к этим требованиям.

3. Воспитательное значение методов и приемов обучения, ис­пользованных на уроке.

4. Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать, объяснение, делать записи, моделировать условия задач, рабо­тать с книгой, находить способы решения, контролировать само­го себя и т. д.), т. е. как он учил детей учиться?

VI. Результаты урока.

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим пока­зателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, ин­терес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?