logo
Педагогика

2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе

Цель: осмысление системы средств, форм, методов воспитания как двигательного механизма педагогического процесса.

133

Задачи:

а)Дать характеристику общих понятий о средствах, формах и методах воспитания.

б)Обосновать специфику использования средств, форм и методов воспитания в учебное и во внеучебное время.

в)Охарактеризовать различные подходы к классификации методов воспитания.

г)Раскрыть сущность основных групп методов воспитания.

д) Показать взаимосвязь средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе.

План

  1. Понятие о средствах, формах и методах воспитания.

  2. Классификация методов воспитания

  3. Методы формирования сознания.

  4. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

  5. Методы стимулирования.

Основные понятия: целостный педагогический процесс, движущий механизм педагогического процесса, средства, формы, методы воспитания, методические приемы.

Межпредметные связи: философия, социология, психология, этнопедагогиха.

Понятие о средствах, формах и методах воспитания. Формиро­вание личности учащегося осуществляется в педагогическом процессе школы и семьи. Для того чтобы грамотно организовывать педагогический процесс,учителю необходимо понимание его теоретических основ, видение компонентов этого процесса: целей, задач, содержания, средств, форм, методов. Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности (Н.Д. Хмель).

Материалистическая диалектика трактует природу человека как единство биологического и социального (наследственных возможностей и социального окружения). Человек, как любое другое живое существо, взаимодействуя сприродой и социумом, так или иначе реагирует на них, т.е. он является активным участником этого взаимодействия.

Преобразуя окружающий мир, человек преобразует самого себя (К. Маркс). Решающая роль в этом принадлежит разнообразной деятельности. Развитие психики, сознания человека происходит в процессе взаимодействия с окружающим миром, в процессе конкретной деятельности. При этом деятельность индивидуума осуществляется не изолированно, а в тесной связи с деятельностью других людей (родители, учителя, ученики и др.). Поэтому, чтобы овладеть общечеловеческой культурой, ребенок должен вступать во

134

взаимодействие с окружающим миром через других людей, то есть общаться с ними. Таким образом, деятельность и общение являются важнейшими условиями формирования личности. Они и выступают в качестве средств педагогического воздействия.

Средства педагогического воздействия - это все то, что позволяет организовать педагогически целесообразное взаимодействие личности со средой. Поэтому к педагогическим средствам относят среду, в которой личность взаимодействует (природную, социальную, материальную, духовную), а также виды деятельности, с помощью которых организуется это взаимодействие (общение, познание, игра, труд и др.)

Деятельность и общение участников педагогического процесса как средства педагогического воздействия осуществляются с помощью форм. Формы, способы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса - это логически завершенные, ограниченные во времени отрезки педагогического процесса, преследующие определенные цели и задачи, имеющие соответствующее содержание, которые решаются с помощью адекватных методов и приемов.

Организационные формы рассматриваются и как способ общения и взаимодействия участников целостного педагогического процесса. Организа­ционные формы педагогического процесса можно классифицировать по:

др-);

- взаимодействию учащихся во внеучебной деятельности (утренник, предметный вечер, конференция, олимпиада и т.п.).

Формы организации целостного педагогического процесса осуществ­ляются с помощью методов и методических приемов. Методы воспитания -это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленных на решение задач воспитания. Способы - конкретные действия участников педагогического процесса для стимулирования активной деятельности учащихся, направленные на достижение целей воспитания.Различают также такое понятие, как прием. Методический прием - это частное выражение метода. По отношению к методу он носит подчиненный характер.

Различая эти понятия (средства, формы, методы, методические приемы), надо иметь в виду, что в реальном педагогическом процессе все они взаимосвязаны. Во-первых, они носят соподчиненный характер (средствареализуются с помощью форм и методов, методических приемов); во-вторых, в реальной практике порой нет четких границ между ними. Методам воспитания

135

и приемам свойственна диалектичность, взаимозаменяемость, подвижность: в одних случаях метод выступает как способ, в других - как прием, и наоборот. Схематично взаимосвязь основных компонентов двигательного механизма в педагогическом процессе можно выразить следующим образом (рис. 1).

Деятельность - сотрудничество

Средства формы

Учителя

Учащиеся

1

методы приемы задания

Деятельность - сотрудничество

Рис ]. Взаимосвязь средств, форм, методов, воспитания в педагогическом процессе ^реализация движущего механизма)

Средства, формы, методы как движущие механизмы педагогического процесса имеют свою специфику в зависимости от их использования в учебное и во внеучебное время.

В учебном процессе основным видом деятельности является познава­тельная. Но это не значит, что другие виды деятельности (игра, общение, труд и др.) не применяются в обучении. Напротив, нужен арсенал разнообразиявидов деятельности, тогда только можно воздействовать на личность в целом, а не только на интеллектуальную сферу учащихся. Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности сопровождаются элементами игры, средствами искусства, общения. Примером общения не только учителя с учащимися, но и учащихся между собой может быть такая педагогическая технология, как коллективная познавательная деятельность.

В процессе обучения ведущими являются учебные методы (изложение учителя, работа с учебником, различные виды бесед, упражнения и др.), но одновременно с ними применяются и стимулирующие методы (методы воспитания), такие, как поощрение, создание эмоционально-нравственных ситуаций, убеждение, предъявление требований, порицание и т.д.

136

Ведущей формой организации обучения является урок. Развитие педагогических технологий в последние годы значительно обогащает формы обучения: практикуются конференции, диспуты, учебные встречи, дебаты и др., то есть формы, которые до сих пор считались внеучебными.

В организации внеклассной деятельности учащихся применяется весь комплекс средств, форм и методов как учебного, так и воспитательного характера. Однако здесь гораздо шире применяются все виды деятельности: познавательная (кружки, факультативы, ученические научные общества),трудовая (самообслуживание, трудовые десанты, различные формы школьного бизнеса), игровая (познавательные, спортивные, деловые), эстетическая(студии, школьные театры, фестивали). Все виды деятельности сопровождаются общением. В процессе этих видов деятельности учителя используют методы воспитания, способствующие формированию сознания, чувств, воли школьников, организации их поведения и жизнедеятельности.

Методы воспитания, особенно стимулирующие, широко применяются не только во внеклассной работе, но и в организации учебно-познавательной деятельности (различные виды поощрений, соревнования и др.). Они способствуют развитию познавательных интересов, потребностей учащихся. Методы обучения направлены на усвоение информации, формирование умений и навыков общеучебного и специального характера (умения по учебным дисциплинам).

Таким образом, методы обучения и воспитания, имея определенное назначение (задачи обучения, задачи воспитания), в целостном педагогическом процессе применяются в единстве.

Классификация методов воспитания. В педагогической литературеи практике можно найти описание большого количества методов воспитания. В практическом плане бывает трудно выбрать методы, адекватные целям и реальным обстоятельствам. Поэтому возникает необходимость в их упорядочении, т.е. классификации.

Классификация - это выстроенная по определенному признаку система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Многие исследователи при классификации методов воспитания исходят из следующих положений:

137

- формируемые личностные качества сложны по своей структуре.

Нравственные, эстетические и другие качества включают чувства, сознание (понятия), убеждения, привычки.

Исходя из этих положений можно сказать, что одни методы в большей мере влияют на мотивы, установки, отношения, представления, понятия, идеи, другие - на привычки, определяющие тот или иной тип поведения, третьи стимулируют поведение детей. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности личности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве мотивационно-целевую, содержательную и процессуальную(поведенческую) стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности (рис. 2).

Методы формирования сознания личности

Объяснение

Разъяснение

Внушение

Увещевание

Рассказ

Лекция

Этическая беседа

Инструктаж

Диспут

Доклад

Дебаты

Пример

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Т

Упражнение Приучение

Педагогические требования Общественное мнение Поручение

Воспитывающие ситуации Игры ( ролевые, сюжетные, деловые)

Методы стимулирования поведения и деятельности

Соревнование

Поощрение

Наказание

Рис 2. Классификация методов воспитания

Методы формирования сознания. Воспитание ребенка начинается с первых дней его рождения. Но осознанное освоение социального опыта осуществляется позднее. Правильно организованное

138

воспитание предусматривает знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добиваясь прежде всего понимания значения этого качества. Наряду с пониманием сути личностных качеств у детей постепенно (в соответствии с их возрастными особенностями) формируются взгляды, понятия, убеждения, идеалы. Для решения этих задач используются методы, получившие название «Методы формирования сознания личности».

Методы этой группы очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения. Если воспитуемые остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как правило, процесс формирования личностных качеств редко достигает намеченных целей, Цели достигаются тогда, когда у воспитанников возникаетпотребность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Таким образом, методы формирования сознания личности подготавливают детей к активному применению полученных знаний в повседневной практике, то есть к выработке привычек поведения.

Понимание убеждения в необходимости применения тех или других привычек достигается в воспитательном процессе при использовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко использовали назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы должны были сделать сами ученики. В нынешней школе часто применяются традиционные способы воздействия (требования, назидания, указания). Эффективность таких методов очень низка. Опытные наставники все больше включают в свой арсеналзабытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные слова Абая, средства народной педагогики. Широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктаж, пример и т.д.

Каждый из методов данной группы имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все они требуют высокой квалификации педагога. Применяются они системно, в тесной связи с другими методами. Рассмотрим наиболее сложные методы словесно-эмоционального воздействия.

Рассказ на этическую тему чаще всего используется в младших и средних классах. Это яркое эмоциональное изложение фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ помогаетвоспитанникам понять нравственные нормы поведения, воздействует на эмоции и тем самым вызывает положительное или отрицательное отношение к описываемым в рассказе событиям.

Рассказ на этическую тему может быть эффективен при следующих условиях:

139

- содержание рассказа должно соответствовать возрастным особенностям детей и их социальному опыту;

- язык изложения должен быть литературно грамотен. Немаловажное значение имеет и обстановка для восприятия этического

рассказа. Запланированные рассказы проводятся в уютной комнате, в непринужденной обстановке, когда дети никуда не спешат. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается, если учащиеся сразу переходят к другому делу, отличному и но содержанию, и по настроению (например, к спортивному соревнованию).

В повседневной практике в воспитательном процессе часто применяется разъяснение. Это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта разъяснения, отличающая его от рассказа -ориентированность воздействия на данную группу детей или отдельную личность, как правило, по поводу какой-то отрицательной ситуации. Приемы разъяснения различны: в младших классах это прямые утверждения типа «Поступать нужно так», при работе с подростками необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла тех или иных моральных понятий.

Разъяснение применяется только тогда, когда детям действительно необходимо пояснить нравственные нормы поведения. Но разъяснения не нужны, когда речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе, общественных местах: нельзя сорить, плевать, разрисовывать парту, грубить и т.д. Здесь необходимы категоричные требования. Разъяснение применяется, чтобы закрепить какое-то новое моральное качество, для выработки правильного отношения учащихся к какому-то поступку. Разъяснение частоопирается на внушение. Внушение, незаметно влияя на психику детей, создает установки и мотивы деятельности. Применяется оно в виде совета, напоминания, пожелания и пр.

В практике воспитания иногда применяют такой метод, как увещевание (в сочетании с разъяснением и внушением). Опора на положительное в ребенке, похвала, обращение к чувству собственного достоинства и чести, стыда создают необходимые предпосылки положительного применения увещевания. Педагогическая эффективность данного метода зависит от авторитета учителя, его личностных качеств.

140

Указанные методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, внушение, увещевание) при неквалифицированном применении могут принимать форму нотации. В таких случаях они не достигают цели, чаще всего вызывают противодействие воспитанников, желание поступать наперекор пожеланиям учителя, воспитателя.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения нравственных проблем, предполагающий участие обеих сторон - учащихся и учителей. Беседа отличается от рассказа, инструктажа тем, что учитель побуждает детей к высказыванию суждений, точек зрения, оценок. Беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядови убеждений. Этическая беседа особенно актуальна в воспитании учащихся 5-8 классов, так как именно в этом возрасте интенсивно формируются суждения, взгляды, убеждения.

Поскольку этическая беседа предполагает не только изложение знаний педагога, но и активное участие в ней детей, то ее план или основные вопросы сообщаются учащимся заблаговременно. Допускается предварительная подготовка выступающих. Дети могут во время беседы проиграть ситуацию, сценку. Заранее сообщается список рекомендуемой литературы, учащиеся могут подобрать факты, примеры из жизни и литературных источников. Ведущий (как правило, учитель) делает вступление, затем ставит вопросы перед участниками беседы, стимулирует их активность, выслушивает различные точки зрения, предлагает детям дать оценку выступлениям, дополняет, тактично исправляет, обобщает высказанные мнения, подводититоги. Хорошо, если этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения следующих условий:

- беседа должна иметь проблемный характер, предполагая борьбу взглядов, мнений;

- тема беседы должна быть актуальной, отвечать запросам детей;

J41

тон, внимание к ответам детей, поощрение удачных, деликатное исправление неудачных, уместный юмор, шутка, продуманный подбор содержания и т.д.

Кроме таких заранее подготовленных (плановых, программных) бесед могут быть и неплановые, эпизодические беседы, которые могут быть вызваны проблемами, возникшими в коллективе. Особым видом беседы являетсябеседа-экспромт, проводимая в связи с возникающими сиюминутными ситуациями. Высокого профессионализма требуютиндивидуальные этические беседы (в частности, с провинившимся воспитанником). В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, не ущемлять достоинства провинившегося. Если учитель сумеет придать беседезадушевный характер, то он может рассчитывать на успех. Беседа может и не состояться при условии, что ученик осознал свой проступок. А.С. Макаренко называл такой вариантотсроченной беседой.

Диспут - это более сложный метод формирования сознания, убеждений, идеалов, ценностных ориентации. Диспут - это спор, в процессекоторого выявляются разные мнения на волнующие учащихся темы. Диспуты проводятся в средних и старших классах на нравственные, политические, экономические, экологические, эстетические темы.

После выбора темы диспута определяются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами знакомят участников диспута (можно вывесить их в классе, в вестибюле школы), рекомендуют литературу. Выступления на диспуте должны быть свободными, живыми. Ведущим диспута обычно выступает педагог, но могут быть и наиболее подготовленные учащиеся. Во время диспута педагогу надо направлять спор школьников, дисципли­нировать их мысль, учить придерживаться логики доказательства, аргументиро­ванности. Педагог должен внимательно и деликатно относиться к высказыва­ниям учащихся. Диспуты желательно проводить не единичные, следует вместе с учащимися наметить серию диспутов в течение учебного года.

В последние годы в школах практикуется такая форма спора, поиска, ответа на проблемные вопросы, как дебаты. В отличие от диспута в дебатах преимущественно участвуют команды (группы учащихся). Они заранее готовят доклады, в которых защищается наиболее эффективный (с точки зрениякоманды) проект решения какой-либо жизненно важной проблемы. Для ведения дебатов выбирается ведущий, для оценки - жюри. Вполне возможен и вариант дебатов по типу «Город будущего», получивший широкую популярность среди телезрителей. В таком случае дебаты проходят в виде игры (правительство, спикер и пр.).

Пример - метод, основанный на силе внушения. Сила примера основана на подражании детей, подростков, юношей каким-либо идеалам. Здесь могут быть стремления от бессознательного подражания к преднамеренному; откопирования образа к выработке собственной линии; от подражания игрового к подражанию в жизни; от внешнего подражания к внутреннему. Примеры,

142

применяемые в воспитательном процессе, многообразны (родители, старшие, ветераны, товарищи, герои литературных произведений, кино, спектаклей).Примером для учащихся является сам учитель, если он авторитетен, образован, демократично строит свои отношения с детьми. Пример проникает во все методы воспитания (разъяснение, беседа, диспут и т.д.).

Методы организации деятельности в формирования опыта поведения. Результатом воспитания учащихся являются привычки, определенный тип поведения. В конечном итоге не понятия и убеждения, аконкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Поэтому организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Деятельность педагога-воспитателя, отмечал А.С. Макаренко, это прежде всего деятельность организатора. С помощью данной группы методов можно так организовать жизнедеятельность детей, что постепенно будетнакапливаться положительный опыт поведения, отношений, общения. В этой деятельности не только формируются привычки, но и развиваются положительные мотивы. Организация жизнедеятельности учащихся осуществляется с помощью полезных дел, в процессе которых они вступают в многоплановые отношения с другими людьми (педагогами, сверстниками). Складывающиеся в процессе коллективных отношений с другими людьми различные ситуации приводят к определенным поступкам, выбору той или другой линии поведения, постепенно формируя устойчивые привычки.

Одним из ведущих методов этой группы является упражнение, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма, в результате чего у школьника складываются навыки и привычки, которые являются ядром того или другого личностного качества. Привычкам в жизни человека принадлежит ведущая роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычек, отмечал К.Д.Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.

Упражнения в процессе воспитания, как и в обучении, не должны быть механическими, они должны выполняться осознанно. Поэтому метод упражнения применяется в сочетании с разъяснением, убеждением. Эффективность упражнения зависит от целенаправленности и системностиупражнений, от их доступности и посильности, мотивации и стимулирования упражнений, от контроля и коррекции, места и времени их проведения. При упражнении следует правильно учитывать личностные особенности воспитанников, обоснованно сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы упражнений.

Использование упражнения признается успешным, когда ученик проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, с самого рождения ребенка.

143

В процессе выполнения упражнений может быть использован метод требований. Этот метод стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и тем самым формирует личностные качества. По форме предъявления требования могут быть прямыми и косвенными. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность,точность (т.е. требования, понятные детям). Предъявляемые требования должны быть решительными, содержащими отношение педагога к поступкам илипроступкам учащихся, причем возможна гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование выражается более мягко - в форме намека, совета, просьбы, одобрения,

Упражнение и требование часто применяются в игровой форме (ролевые, сюжетные игры). Одно из главных условий применения упражнений и требований - чувство меры, то есть в течение определенного времени в зависимости от возраста предъявляются два-три требования.

Разновидностью упражнений является метод приучения. Это интенсивно выполняемые упражнения. Приучение применяют тогда, когда нужно быстро и на высоком уровне сформировать определенную привычку. Чаще всего этот метод применяется в детских садах, начальной школе, когда детей приучают к правилам поведения.

В основе метода поручений также лежит универсальный метод упражнения. Поручения в школе могут быть различны: посетить больного товарища, изготовить игрушки для малышей и т.д. Широко применяются в школе поручения учебного характера: выполнять работу консультанта, ассистента учителя. Контроль за выполнением поручения проводит тот, кто дает это поручение (учитель, актив класса и т.д.). По поводу качества выполнения поручений следует создавать общественное мнение.

Разновидностью упражнений, приучения может быть метод воспиты­вающих ситуаций. Хотя воспитательный процесс и состоит из ряда педагоги­ческих ситуаций, но в целях его эффективности педагоги могут создавать специальные ситуации. При этом важно, чтобы ситуация была естественной.В той или другой ситуации ученик ставится в условия выбора решения. Такие ситуации могут создаваться в походах, на экскурсиях, играх и т.д.

Рассмотренная группа методов, направленная на организацию деятельности и положительного опыта поведения, связана со всеми другими средствами, формами, методами воспитания.

Методы стимулирования. Ведущими методами стимулирования являются поощрения и наказания.

Поощрения направлены на эмоциональное подкрепление положительных действий, поступков школьников. Успехи, замеченные ипоощренные другими, вызывают чувства удовлетворения, радости и поэтому стимулируют деятельность. Виды поощрения разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение

144

фамотами, подарками и т.д. Метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Неумелое или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. К их применению предъявляются следующие требования:

К числу стимулирующих методов следует отнести соревнование. Этот метод направлен на удовлетворение естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету. Среди своих одноклассников, соревнуясь между собой, учащиеся усваивают опыт общественного поведения, развиваютнравственные качества. Организация соревнования - трудное дело, требующее знания психологии учащихся. Заранее должны быть определены цели и задачи соревнования, составлены программы, разработаны критерии и показателиоценки его результатов. Весьма сложным является содержание соревнования. В школьной практике нередко соревнования проводятся по результатам учебной деятельности. Однако это может привести к процентомании. Поэтому в качестве показателей целесообразно установить систематическое выполнение домашних заданий, прилежание, отсутствие замечаний на уроках, опрятность ведениятетрадей и т.д. К разработке программы, критериев и показателей соревнования, оценке его результатов следует привлекать учащихся. Надо стремиться, чтобы борьба в соревновании была честной, открытой.

Среди древнейших методов воспитания наказание - наиболееизвестный, но и трудный в применении. В современной педагогике и практике существуют противоречивые мнения о целесообразности наказания учащихся за проступки: от воспитания без наказания до их ужесточения. Наказание в современной школе, в условиях демократизации, гуманизации отношениймежду учителями и >*чащимися приобретает особую остроту. Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и товарищами, другими людьми.

В школьной практике используют такие виды наказания, как замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, лишение каких-либопривилегий, в исключительных случаях - отстранение от занятий, исключение из школы (по решению педагогического совета и ученического совета). Очень

145

важно, чтобы мера наказания соответствовала проступку школьника. Наказание, исходящее от учителя, должно быть аргументировано и применено без злобы и дальнейших преследований. Воздействие наказания усиливается, если оно исходит от коллектива и поддерживается им. При наказании надо учитывать индивидуальные психологические особенности детей.

Основой для применения наказания может быть конфликтная ситуация среди учащихся. В таких случаях следует тщательно разобраться в том, ктоправ, кто виноват, а не «рубить с плеча». Надо полагать, что если педагогически грамотно строить педагогический процесс, то, как считал В.А.Сухомлинский, не будет необходимости в его применении.

Итак, арсенал средств, форм, методов воспитания обширен, возникает вопрос об их обоснованном выборе. Ведущими условиями для выбора средств педагогического воздействия являются:

Педагогические рецепты в применении средств, форм, методов воспитания дать невозможно. Стереотипных решений многочисленных ситуаций в педагогическом процессе быть не может, так как каждый ребенок, каждый коллектив неповторим. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, ибеседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» (А.С.Макаренко).