2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
Цель: выявление методологических основ формирования целей воспитания.Задачи:
а)Показать динамику развития идей о цели воспитания в истории педагогической мысли.
б)Раскрыть сущность цели воспитания.
в)Раскрьггь взаимосвязь воспитания и социализации личности. План
Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли.
Понятие о цели воспитания.
Воспитание и социализация личности.
Основные понятия: цель воспитания, общественная культура,социализация и персонализация личности; всесторонне развитая гармоническая личность, творческий потенциал личности.
98
Межпредметные связи: философия, социология, социальная психология, культурология, история педагогики.
Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли. Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.Но что считать добродетелью - по данному вопросу их мнения расходились. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Ученик СократаПлатон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Он считал, что воспитание должно быть организовано государством и соответствоватьинтересам господствующих групп—философов и воинов. Аристотель, ученик Платона, указывал на то, что цель воспитания состоит в развитии высших сторон души—разумной и волевой.
Я. А. Коменский верил в силу воспитания. По его мнению, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). Дж. Локк считал, что главная цель воспитания - сформировать джентльмена - человека, «умеющего вестисвои дела мудро и предусмотрительно». Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированшо общественных ценностей.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. И. Гербарт считал, что цель воспитаниязаключается в формировании добродетельного человека, имея в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Высшую цель воспитания А. Д истерверг определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».
К.Д. Ушинский писал: «Если вам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета вмире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем» [4,84].
При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно счастливым, не приведет ли это к горькому разочарованию, беспомощности, когда молодой человек столкнется с несправедливостью, трагедиями, необходимостыо выбора способа решения социальных проблем. Речь идет не только о сегодняшних интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.
99
В России социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В,Г. Белинский в 40-х годах XIXв. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А.И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания - подготовка свободной, гуманной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. К.Д. Ушинский писал «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляетглавную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Таким образом долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, этупозицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако, выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педагогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение воспитанности учащихся.
Понятие о цели воспитания. Цель воспитания есть главный стержень, она определяет ту или иную окраску педагогического процесса, соответствие его интересам и потребностям общества. Цели воспитания задаются обществом как социальный заказ, успешное выполнение которого учителем зависит от некоторых обстоятельств, связанных с профессиональной подготовкой. Деятельность учителя начинается с целеполагания, а учащихся - с овладения способами выполнения задания, но с ясным пониманием цели работы.
Цель воспитания — это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия.
Проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Цель выражает общую целеустремленность воспитания и выступает как определяющая характеристика воспитательной системы. 11ри практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачисоотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Иначе говоря, цель воспитания - это система реальных воспитательных задач.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Многообразие целей воспитания подчеркивает огромную сложность воспитания. В формировании целей находят отражение объективные причины. Закономерности физиологического
100
созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общуюнаправленность целей воспитания. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
История общественного развития подтверждает, что произвольное выведение целей воспитания недопустимо. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.
Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых позволяет сформулировать закономерности формирования цели. Вместе с такими факторами, как политика, идеология государства в определении цели воспитания значение приобретают потребности самого общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Потребности общества определяются способом производства - уровнем развитияпроизводительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Говоря о конкретных целях, необходимо выделить основаниядля их определения. Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, с формированием его индивидуальности. При развитии индивидуальности активность и энергия «развивается в каждой из сущностных сфер человека.В то же время эти сферы все больше интегрируется; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом индивида. Развитие личности в какой-то мере определяется и индивидуальными условиями, но в основном социальными» [2,29].
Второе основание связано с отношениями человека и общества. Долгое время разработка и обоснование педагогических целей производились по телеологическому признаку: высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства. При этом подходе интересы ребенкакак бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными. На сегодня ближе то определение цели воспитания, которое предусматривает оказание помогай для достижения собственными силами воспитанника возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью.
Таким образом, все педагогические цели можно условно разбить на два взаимообусловленные группы; идеальные и актуальные, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.
101
Объектом воспитания является личность, но формирование желательных качеств обеспечивается благодаря активной деятельности самих учащихся, то есть субъектов воспитания, которое осуществляется под руководством педагогов. Процессы умственного (интеллектуального), нравственного, трудового, «эстетического и физического воспитания входят в целостный педагогический процесс как его частные проявления» [4,27].
Усвоение личностью социального опыта осуществляется в сознательно-рациональной деятельности, где решающая роль принадлежит системе знаний и общественному сознанию в эмпирически-традиционной форме, где доминирующее воздействие на взгляды, позиции и ценностные ориентации оказывает общественная психология. Основные звенья деятельности можно охарактеризовать через цепь философских категорий: необходимость -потребность - интерес - цель. Целью взаимодействия является выработка у учащихся сознательно-активной позиции в условиях социально-экономического переустройства общества [3,69]. Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Воспитание как социальный институт возникло для организации социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, специально созданные для реализации социального воспитания, а в целом для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности - развития членов общества.
Именно поэтому сегодня цели воспитания все чаще связывается с проблемами социализации.
Воспитание и социализация личности. Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах.
Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социального значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
102
В науку о человеке термин «социализация» пришел изполитэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г Гнддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному: развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.
Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.
Социализация отражает определенную готовность личности, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д.
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач зависит от внешних и внутренних факторов. При этом «давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, котораясоответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».
Несомненно, результатом социализации человека так же является социальная активность - реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Критериями социализации являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии сприсущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект ~ объектным
103
(общество-субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. У истоков второго подхода стояли Ч.. Кули и Д.Г. Мид (см. рис. 1 ).
Методологические основы воспитания (природа, общество, человек)
Потребности общества (производственные силы, производственные и социальные отношения)
Цель - задачи - содержание - развитие личности
Потребности личности
Индивидуальные цели - самоииенка, самовоспитание
заказ
Социализация, персонал киши,
социальная автономизация, факторы
Рис. 1. Социальная обусловленность цели воспитания
104
Содержание социального воспитания охватывает формирование в системе всестороннего развития личности. Впроцессе социально-экономического развития общества деятельность и поведение человека выступают в качестве компонентов в формировании личности.
Содержание социальной воспитательной работы в образовательно-воспитательных учреждениях включают в себя:
формирование научного мировоззрения, социализацию личности;
нравственное развитие учащихся, основными частями которого являются патриотизм, культура межнациональных отношений, добросовестность к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения, эстетическое и физическое развитие в семье и социальной среде, взаимодействие личности социальными институтами, обусловленных факторами наследственности, среды и воспитания.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, государство, этнос, общество, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Третья мезофакторы (мезо - средний), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности, типу населения, в которых они живут, по принадлежности к тем или иным субкультурам.
К микрофакторам относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные, государственные, частные организации, микросоциум.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля