1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
Цель: формирование системы знаний о личности, факторах ее развития. Задачи:
а)Раскрыть основные понятия, связанные с соотношением развития, воспитания и формирования личности.
б)Охарактеризовать философ с ко-методологические основы формиро вания личности.
в)Осветить факторы, влияющие на развитие личности.
г)Обосновать роль деятельности субъекта как ведущего фактора развития и формирования личности.
План
1. Понятие о личности.
2 .Философско-методологические основы формирования личности.
Воспитание как решающий фактор развития личности.
Деятельность субъекта как фактор развития личности. Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, развитие,
воспитание, формирование, факторы развития и формирования личности; движущие силы, закономерности формирования личности; субъект и объект.
Межпредметные связи: философия, социология, психология, физиология, история педагогики, этнопедагогика.
Понятие о личности. Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее гармоническое развитие. Проблема развития и формирования личности имеет многовековую историю. Онамногоаспектна и рассматривается на стыке разных наук. Уже древнегреческие философы считали, что на развитие личности влияют природные задатки, окружающая среда, что нашло отражение в прогрессивной философской и психолого-педагогической мысли последующих эпох (Э.Роттердам с кий, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, К.Маркс, Ф.Энгельс, З.Фрейд, Д.Дьюи, Э.Торндайк', Н.К.Крупская, П.П.БлонскиЙ, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, Э.И.Моносзои, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.).
Человек - живое существо с присущей ему биологической организацией, поэтому законы природы распространяются и на его развитие. В отличие от животных, которые приспосабливаются к среде и используют готовые средства для своего существования, человек сам создает их. Изменения природы человека происходят под влиянием социальных условий
31
его жизни, и наследственность здесь является не только продуктом биологической эволюции, но и результатом его исторического развития, «социального наследования» благодаря присвоению им общественного опыта. Таким образом, в общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Человек рождается как существо биологическое, но лишь в процессе своего развития он становится личностью.
В психологии имеются различные трактовки понятия "личность", но большинство из них сводится к тому, что личность есть индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Самым существенным признаком личности является то, что она несет в себе социальный смысл, выполняет социальные функции (в отношении к действительности, к людям, к себе, к труду, к обществу в целом и пр.). В то же время личность имеет определенный уровень психического развития (темперамент, характер, способности, уровень умственного развития, потребности, интересы).
Личность - это высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. В то же время исследователи, занимающиеся изучением личности, признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими как «Я - система», или просто «Я». Вышеприведенное понятие личности является самым общим.
Важнейшими признаками личности являются ее разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфически выражены в ней социальные черты и качества, в какой мерс ее деятельность носит творческий характер. В этом смысле характеристики понятий «человек» и «личность» должны быть дополнены понятием индивидуальности.
Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, отличается особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, индивидуальность учителяможет выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении в работе ит.д. Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость.
Для полноты характеристики человека нельзя обойти также понятие «индивид». Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. В этом
32
смысле каждый нормальный человек является индивидом. Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных научных категорий.
Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности.
Развитие является общим свойством, присущим природе, обществу и каждой личности. Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, процесс спиралеобразного восхождения к более высокому качественному состоянию, совершающийся в виде постепенного эволюционного перехода или в виде революционного скачка. В развитии действуют все философские законы: изменение, переход количества в качество, одного качества в другое (при этом что-то снимается, «отрицается»). Это движение, изменение идет благодаря борьбе противоречий - движущей силе развития личности.
Развитие личности означает прежде всего процесс количественных изменений в ее свойствах и качествах. Родившись, человек растет физически, при этом отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, увеличивается словарный запас. Ребенок овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Однако главным в развитии человека как личности являются качественные изменения (в познавательной, чувственной, морально-волевойсфере и др.). Реактивные формы поведения все более уступают место активной преобразующей деятельности, повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти и другие изменения и характеризуют процесс развития человека как личности.
Таким образом, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Развитие человека происходит под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, вчисле которых целенаправленное воспитание и обучение играют ведущую роль.
В педагогике, психологии часто употребляется и термин «формирование» личности. Оно выступает как результат развития личности и означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь», устойчивость, законченность, определенный тип. При этом важное значение имеет наследственность - это совокупность биологических особенностей, унаследованных ребенком от родителей или ближайших предков. Наследственность определяется историей жизни на земле и историей жизни вида (в данном случае человека). У человека наследственность можно
33
подразделять на два вида: общечеловеческую (задатки для прямохождения, для развития сознания, ума, органов чувств, безусловные рефлексы, расовые и национальные признаки) и индивидуальную (тип нервной системы, анатомо-физиологические задатки).
Наследственная основа организма или его генотип включают в себя следующие компоненты (рис. 1).
На формирование личности влияет также среда - социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества и человека. Различают макро- и микросреду. Макросреда - это широкий комплекс социально-экономических воздействий на человека (уровень производительных сил и производственных отношений, материальные условия жизни, степень развития культуры, средства массовой информации). Микросреда - это ближайшее контактное окружение ребенка, мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружаютчеловека и обусловливают его развитие. На развитие и формирование личности в определенной мере влияют естественная или географическая среда (климат), природные условия (табл. 1).
Таблица 1. Компоненты среды и их влияние на развитие ребенка
№/пп | Компоненты среды | Их влияние на развитие ребенка |
1. | Естественная или географическая среда (климат, природные условия) | Вызывают к жизни дремлющие силы организма ребенка |
2. | Социальная среда (макросреда) а)уровень производительных сил; б)уровень производственных отношений; в)материальные условия жизни; г)степень развития культуры; д) средства массовой информации, технические средства; е) технические средства | Предъявляют к человеку требования, дают образцы поведения, влияют на сознание, прививают определенные взгляды, обеспечивают условия развития |
3. | Микросреда (домашняя среда, ближайшее окружение ребенка, влияние двора, улицы) | Определяют требования, формируют ценности, создают базу для общения |
34
Морфологические признаки (черты внешнего облика)
Функциональные
особенности (группа крови и др.)
Анатомо-физиологические задатки (особенности в устройстве органов слуха, складе мышления, органов чувств и др )
Наследственная основа генотипа индивида
Собственно человеческие задатки (движение в вертикальном положении, речь н др.)
Безусловные рефлексы
Тип нервной системы
Рис. 7. Наследственная основа генотипа индивида
Среди факторов, влияющих на формирование личности, определяющим являет ся воспитание. Воспитание необходимо рассматривать в широком смысле как общественное явление, выполняющее определенные социальные функции (передача от поколения к поколению накопленного социального опыта, общечеловеческой культуры), и воспитание в более узком педагогическом смысле, т.е. как организацию педагогического процесса в совместной деятельности учителей и учащихся, детей и родителей по овладению подрастающим поколением общечеловеческими ценностями. Это исходит изтого, что динамичная жизнь современного общества предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально-гуманные решения, совершать морально достойные поступки (А. А. Бейсенбаева).
Филосрфско-методологические основы Формирования личности. С давних пор в науке не прекращается дискуссия о соотношении биологических и социальных факторов в развитии и формировании личности. В этом многовековом споре выявились различные точки зрения, Сторонники одной из них считают, что развитие человека главным образом определяетсяприродными данными. Воспитанию при этом отводится очень скромная роль. Корни такого (биологизаторского) направления в объяснении развития личности уходят в далекое прошлое. Еще Платон (427-347гг.до н.э.) иАристотель (384-322 гг. до н.э.) считали, что общественное назначение людей определяется их природой. По мнению Аристотеля, уже с рождения одни люди предназначены к подчинению, другие - к властвованию.
В XVIвеке появилось философское течение преформизм (от лат. преобразовать), считавшее, что уже в зародыше человека имеются все свойства будущей личности, развитие же представляет собой лишь их количественное увеличение. При этом игнорировалась роль социальных факторов и воспитания.
Биологическую предопределенность развития личности утверждает и бихевиоризм. Родоначальник этого направления, американский психолог и педагог Э. Торндайк (1874 1949) считал, что все свойства личности (в частности, сознание, способности) определяются исключительно наследственностью. По его мнению, умственные способности даются от рождения ребенку так же, как «глаза, зубы, пальцы». Он утверждал, что человек представляет собой лишь «коллекцию или батарею генов», неизменно передающихся из поколения в поколение и в полной мерс определяющих все свойства и будущность личности.
Биологизаторский подход к объяснению развития личности характерен и для прагматизма. Прагматизм (греч. прагма) - действие, практика. Основоположником этого направления является Джон Дьюи (1859-1952).
Другая точка зрения в классическом виде выражена английским философом Джоном Локком (1632-1704)и развита французскими
36
материалистами. В качестве решающего фактора формирования личности они выдвигали обстоятельства жизни людей и воспитание. Д.Локку принадлежитизвестное утверждение, что душа ребенка при рождении подобна чистой доске (tabularasa) и только условия жизни и воспитание вызывают появление тех или иных свойств личности. В дальнейшем эта точка зрения оформилась как социологизаторское направление, представители которого, придавая первостепенное значение социальной среде в формировании личности, отрицают внутренние закономерности к ее развитии. Они отводят человеку пассивную роль.
Эти теории, выдвигающие на первый план в развитии личности влияние наследственности и среды и отрицающие силу воспитания, породили в концеXIXвекаособое направление в психолого-педагогических исследованиях;, получившее название «педологии», что означает дословно «наука о детях», «детоведение». Большинство ученых в настоящее время рассматривают педологию как науку о наиболее общих закономерностях развития индивида в детском, подростковом и юношеском возрастах. В условиях социалистического строя в нашей стране представители педологии активно пропагандировали биогенетический закон развития ребенка, на основе чегопытались объяснить социальное неравенство детей. В этих целях была создана обширная система обследования умственного развития школьников. В 1936 году ЦК ВКП(б) осуждает «теорию и практику современной, так называемой педологии», базирующуюся на «ложнонаучных, антимарксистских положениях. К таким положениям относятся прежде всего главный закон современной педологии - закон фаталистической обусловленности судьбыдетей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды».
Особой дискредитации в то время подвергались такие методы исследования психического развития детей, как анкетирование и тестирование. Действительно, эти методы, используемые неопытными практиками-педологами, приносили в то время вред. Однако полностью запрещать педологию как науку было ошибкой. Педология изучает ребенка во всех егоотношениях и опосредованиях, на необходимость чего в свое время настойчиво указывал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
История философской и психолого-педагогической мысли о факторах развития личности нашла отражение в материалистическом учении. Представители материалистической философии не только глубоко раскрыли те факторы, под влиянием которых формируется личность, но и показали взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на процесс развития человека. Анализируя историю общества, они отмечали, что благодаря творческо-преобразующей деятельности людей развивалось и
37
совершенствовалось производство, формировался опыт социальных отношений, накапливались научные знания, обогащались духовная жизнь и нравственно-эстетическая культура. Овладевая в той или иной мере этим общественным достоянием и развивая его, человек и формируется как социальное существо, как личность.
Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, философы-материалисты не отрицали биологической природы человека. Они считали, что человек является непосредственно природным существом, поэтому он наделен природными силами, которые существуют в нем в виде задатков. Однако эти задатки могут развиваться в нем лишь при наличии соответствующей среды и целенаправленного воспитания.
Рассматривая человека в то же время как социальное существо, философы-материалисты отстаивали мысль о «социальной наследственности» индивида, не связанной с генетической программой наследования. Если биологические задатки характерны как для человека, так и для животного, то социальное наследование свойственно только человеку.
Наряду со средой и биологическими задатками материалистическая философия существенное место отводит воспитанию - третьему фактору в развитии и формировании личности. Следует сразу отметить, что в материалистическом понимании личность рассматривается не только как объект, но, главным образом, как субъект воспитания.
Воспитание как решающий фактор развития личности. Таким образом, основными объективными факторами развития и формирования личности являются: наследственность, среда и воспитание- При этом наследственность (биологический фактор) несет на себе как общечеловеческий, так и личностный генофонд. Особую роль в развитии и формировании личности имеют анатомо-физиологические задатки к какому-то виду деятельности (например, особенности в устройстве органов слуха, особенности склада мышления и др.). Они являются предпосылками для развития способностей, одаренности и таланта детей. В одних случаях этизадатки проявляются очень рано (в преддошкольном и дошкольном возрасте), в других - в более позднем, даже в отдельных случаях в зрелом возрасте.
Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека, и в дальнейшем у него развиваются скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения. Очень важной в развитии природных данных является своевременная грамотная их диагностика как в семье, так и в общественных воспитательно-образовательных учреждениях. В настоящее время имеется богатый арсенал методов выявления предрасположенности детей к каким-то видам деятельности. Широкое применение в этом деле в настоящее время находят тесты.
38
В воспитании и обучении необходимо учитывать естественную природу человека. Выявляя его задатки и способности в целях определения средств,форм, методов их дальнейшего развития, следует иметь в виду, что дальнейшее развитие анатомо-физиологических задатков к какому-то виду деятельности будет более успешным, если обеспечить прилежание ребенка, участие его в практике и накоплении опыта в сфере данного вида труда.
В понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. К.Маркс отмечал, что сущность человека не есть абстрактность, присущая отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому, когда речь идет о воздействии среды на развитие личности, следует иметь в виду прежде всего социальную среду в широком смысле слова, так как качества личности формируются у человека под влиянием самых разнообразных средовых контактов, то есть взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, большинство философских и педагогических течений указывают на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков речи, мышления, хождения в вертикальном положении необходимо человеческоеобщество, социальное окружение. Примерь/ детей, лопавших с младенческого возраста в среду животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались и способность к их формированию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.
В понятие «социальная среда» в широком смысле входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных отношений и определяемый ими характер социальных процессов, функционирование различных учреждений, создаваемыхобществом. Действительно, социальное лицо личности в определенной степени выражается его государственной принадлежностью; человек, родившись,становится гражданином того или иного общества. К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека во все времена и особенно в настоящее время, относятся в первую очередь изменения в экономике, идеологии страны, условия жизни в городе и на селе, миграционные процессы (т. е. перемещения населения в пределах территории данного государства, а также выезды за его пределы), демографические процессы, изменения в рождаемости, продолжительности жизни и т.п.
Определенную роль в формировании личности играет географическая среда. Большое значение придается домашней среде- ближайшему окружению ребенка.
39
Учителя и воспитатели, организуя учебно-воспитательный процесс в общественных учреждениях, должны учитывать влияние на детей широкой социальной среды, а также ближайшего окружения ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице могут возникать асоциальные группировки, оказывающие определенное влияние на учащихся, особенно подростков. При этом важно иметь в виду, что появляется острая необходимость в вовлечении учащихся в активную социальную деятельность в различных сферах общественно-экономической жизни ближайшего окружения.
Наряду с наследственное! ью и средой третьим, решающим фактором является воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая деятельность детей под руководством педагогов. Огромную силу воспитания признавали многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский - великий славянский педагог - учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования. В педагогической теории и практике благотворную силу воспитания в работе с «трудными», даже асоциальными детьми доказал известный педагог А.С.Макаренко.
Воспитание - процесс целенаправленный, направленный на управление формированием личности, корректируя наследственные задатки и изменяя микросреду. Все дети проходят через воспитательно-образовательныеучреждения, которые грамотно строят педагогический процесс, результативно организуют разностороннюю деятельность учащихся, так как она является определяющим условием развития личности.
Как целенаправленный процесс воспитание предполагает наличие определенного эталона результата воспитанности личности. Воспитание и обучение предусматривают вооружение человека определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, к общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве тогорешающего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, совершенствования ее задатков и способностей.
Отличительной особенностью воспитания, кроме его целенаправленности, является и то, что оно осуществляется лицами, специально подготовленными обществом для выполнения этой его социальной функции. На огромную роль воспитателя в формировании личности указывал великий классик педагогики К.Д.Ушинский: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Особенностями воспитания как ведущего фактора развития и
40
формирования личности также являются: наличие определенного эталона результата воспитанности личности, систематичности и последовательности; воспитание, осуществляемое специально подготовленными лицами (педагогами); единство сознания и деятельности (деятельностный подход); личностно-ориентированньги подход, движущие силы воспитания (противоречия).
Таким образом, условием успешности развития и формирования личности является взаимодействие трех исторически обусловленных и изменчивых факторов: наследственности, среды и воспитания.
Придавая столь решающее значение воспитанию в формировании личности, стоит правильно понимать сущность взаимодействия целенаправленного воспитания и развития ребенка, которые находятся в сложных взаимодействиях.
В психолого-педагогической теории имеются разные точки зрения на эту проблему. Одна из них (Э.Мейман, А.Ф.Лазурский, Ж.Пиаже) заключается в том, что развитие ребенка происходит независимо от воспитания и обучения, т.е. идет спонтанно, имманентно. При этом воспитание и обучение приспосабливаются к развитию, «плетутся в хвосте детского развития» (ироническое замечание Л.С.Выготского), воспитание ориентируется лишь на вчерашний день. Другая позиция (К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский) заключается в том, что развитие происходит путем усвоения исторически сложившихся форм деятельности (т.е. с помощью обучения ивоспитания), при этом обучение и воспитание должны не толькп опираться на достигнутый уровень развития детей, но и забегать вперед. Л.С.Выготский,исследуя взаимоотношения обучения и развития, подчеркивал, что необходимо ориентироваться в организации обучения на «зону ближайшего развития» ребенка. «Только то обучение является хорошим, - писал Л.С.Выготский, -которое забегает вперед развития». Поэтому важнейшим средством воспитания является тщательное выявление комплекса природных задатков с тем, чтобы, опираясь на них и условия среды, специально организовывать соответствующую деятельность детей.
Говоря о «зоне ближайшего развития ребенка», Л.С.Выготский имел в виду степень готовности ученика к самостоятельному выполнению заданий. При этом он выделял два уровня готовности: ученик выполняет задания без помощи учителя (он достиг уровня своего развития на данном этапе), далее ему надо давать задания потруднее, которые требуют определенной помощи учителя, то есть ставится новая познавательная задача (трудность, противоречие), и это будет стимулировать умственное развитие школьника.
Деятельность субъекта как фактор развития и формирования личности. Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчеркивая особую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда
41
иной раз говорят о «бездетности» педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет о различных формах и методахвнешнего педагогического воздействия без учета тех внутренних переживаний личности, которые вызываются этим воздействием. Необходимо учитывать, что личность в процессе своего становления является не только объектом, но и субъектом собственного развития.
Важнейшей закономерностью диалектико-материалистическоЙ философии и психологии является единство сознания и деятельности. К.Маркс писал, что человек не пассивный продукт обстоятельств, он активно преобразует среду, обстоятельства и себя. Классики демократической педагогики (И.ППесталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, И.Алтынсарин и др.) также придавали огромное значение активности самой личности, ее творчсско-преобразующей деятельности.
Активность является природным свойством человека. В психологии активность принято называть деятельностью Активность личности вызывается потребностями (материальными или духовными, личными или общественными). В отличие от животных активность человека уже с самыхранних лет регулируется и потребностями общества. Активность человека (или его деятельность) связана также с его мотивами с постановкой целей и задач, выбором средств их выполнения.
В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативноотносится к этим воздействиям, он будет развиваться в прямо противоположном направлении, чем желает воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В такомслучае все призывы к улучшению успеваемости будут вызывать у школьника скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, то есть в сознании и чувствах воспитанника.
Понимание этого явления привело к тому, что все влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали разделять на две группы: внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природное же - склонности и задатки, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, его мотивы и потребности, которые возникают под влиянием внешних воздействий,относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, чтовоспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
42
Получается, что процесс этот, по существу, приобретает характер саморазвития, самовоспитания. Не случайно Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое древо. Ведь в буквальном смысле слова, никто его не выращивает - оно само растет. Человек только рыхлит почву,вносит удобрение, обрезает лишние ветви, т.е. создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его.Саморазвитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызываютположительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил названиеперсонификации воспитания (лат.-личность). Под персонификацией воспитания понимается сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личностных факторов с различными типами сознательно^психологических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный модус человека (модус - потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее существования.
Таким образом, внешние социализирующие личность факторы, в том числе и воспитание, способствуют ее развитию и формированию, только взаимодействуя с внутренними механизмами ее собственной активности и работе над собой, а именно с ее потребностями, убеждениями, интересами и т.д.
Психологами доказано, что активность ребенка, школьника проявляется в различных видах деятельности. В процессе жизни развивается активность общения, познания, активность самосовершенствования и преобразования окружающей жизни. Даже маленький ребенок непассивно подчиняетсяобстоятельствам жизни. Он активен в предъявлении требований (к взрослым), он вносит свои коррективы в отношении окружающих людей. Он проявляет собственное личностное отношение к людям (симпатии и антипатии), к предметам (нужное, ненужное, любимые, нелюбимые). Эти отношения проявляются в деятельности, создавая своеобразие личности.
Общение - генетически одна из самых ранних форм активности ребенка. Именно в нем проявляются особенности социального существа человека. Оно содержит в себе множество разнообразнейших оттенков отношений к людям: родителям, учителям, знакомым, незнакомым, сверстникам, младшим, друзьям. Ребенок отбирает друзей, он ищет общения с определенным кругомлиц, он воздействует на других. В коллективе он выступает то как организатор, то как исполнитель. Активность общения способствует формированию таких важнейших сторон личности, как гуманность, отзывчивость, забота, чувство ответственности за себя, свои поступки перед людьми.
43
В процессе развития ребенка необычайно расширяется и углубляется сфера познавательной активности личности. От манипулирования отдельными предметами, в котором практически познаются некоторые свойства вещей, ребенок переходит к вопросам: «Что это? Кто это? Как называется?» и др.Ответы на эти вопросы раскрывают перед ним обобщенный смысл предметов и явлений. Систематическое обучение в школе способствует формированию и углублению познавательной активности, от класса к классу школьник приобретает все большую способность самостоятельно овладевать знаниями,свободно пользоваться ими в практической деятельности. В процессе обучения у школьников постепенно формируются способы умственной деятельности. Познавательная активность учащихся в средних и старших классах находит свое выражение в исследовательском подходе, в организации опытничества, в предпринимательской деятельности и т.д.
Активность человека воздействует на окружающую жизнь, направлена на преобразование и изменение действительности. Это и есть социальная активность- Становясь чертой личности, эта активность превращается в источник и движушую силу научных открытий, изобретений, новаторства во всех областях общественной жизни.
Названные направления активности личности отражаются в различных видах деятельности школьника: учебно-познавательной, трудовой, общественно-полезной, игровой, эстетической, спортивно-оздоровительной. Разумная, педатгически точная и правильная организация деятельности школьникаявляется источником развития его активности во всех ее проявлениях. Ставить каждого ребенка в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами организации деятельности, которые создают возможность для активного приложения его сил, изучать своеобразие личности ребенка в деятельности, всемерно содействовать раскрытию потенциальных возможностей личности - такова функция воспитания, обеспечивающего эффективное развитие ребенка.
Всесторонне формируя активность личности, воспитатель создает себе мощного союзника в лице самого ребенка. Процессы воспитания и самовоспитания, которые основаны на потребности школьника, представляют собой такую силу, которая в состоянии преодолеть самые отрицательные внешние условия.
Таким образом, для развития личности необходима усиленная деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность развивает способности, дарования, черты характера, умения и навыки. Тысячи детей, например, часами барабанят гаммы и ничуть не становятся от этого музыкантами. Многочисленны случаи репетиторства, которым так и не удается сделать ребенка способным.Или, к примеру, в младших классах большинство детей достаточно прилежны, но почему-то мало таких учащихся в старших классах.
Для развития способностей необходима деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, деятельность, приносящая успех
44
(В.Е.Чудновский, В.С.Юркевич, А. Рысбаева). А такое состояние связано с познавательной потребностью, которая характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной (или другого вида) работы. Одаренный ребенок занимается каким-то делом не из чувства долга, не для отметок, не для того, чтобы победить в конкурсе, олимпиаде, а потому, что ему хочется этим заниматься, то есть у него есть потребность, связанная с положительными эмоциями. В связи с этим обращает на себя внимание еще один источник развития личности, довольно редко освещающийся в литературе. Это формирующее, созидающее воздействие личности на самое себя, проистекающее из ее культурных ориентиров. По мнению М.Князевой, важнейшим источником развития личности являются силы саморазвития человека. Она указывает на то, что биографии выдающихся людей прошлого, их дневники, записки, исповеди, письма свидетельствуют о гигантских усилиях в работе по само созиданию, самовыстраиванию, предшествующих профессиональному груду и зачастую всю жизнь сопутствующих ему:«... человечество строит и преобразует не только окружающий нас мир, природу, общество. Вся егоистория - последовательный ряд преобразования и строительства самого себя».
Таким образом, проблема соотношения развития, воспитания, формирования личности имеет многовековую историю. В науке имеются различные подходы к трактовке сущности самой личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование. Неоспоримым является вывод ученых о том, что в становлении личности играют роль как биологические (наследственность), так и социальные факторы (среда, воспитание), а также деятельность и общение.
Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности
45
В формировании личности действуют такие закономерности, как социальная обусловленность, деятельностный подход, многофакторность, диалектичность педагогического процесса (рис. 2).
С современных научных позиций личность ребенка рассматривается и как объект, и как субъект воспитания. Объектом она является потому, что процесс ее формирования подвластен внешним влияниям, тем более целенаправленным, каким является воспитание. Субъектом - потому, что без активности личности, без активной реакции на внешние действия процесс развития не происходит; субъектом она является и потому, что многое в развитии человека происходит как процесс саморазвития и что в развитии личности большую роль играет самовоспитание (самостоятельная работа над собой в целях формирования определенных сторон, качеств личности, желаемых данному субъекту).
Современные исследования утверждают, что талант не передается по наследству. Для наличия таланта, отмечает Н.И.Дубинин, необходима «нормальная универсальная генетическая программа»; чтобы реализовать ее колоссальный потенциал, необходимы оптимальные условия, особенно в ранний период развития личности.
«Временем великих начал» называют ученые первые три - пять лет жизни ребенка! Все свойства внешних проявлений психики человека формируютсяприжизненно и поэтому управляемы со стороны родителей, педагогов, самого ребенка.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля