Вопросы для самоконтроля
Что такое метод научного исследования?
Покажите взаимосвязь метода научного исследования с методологией и гносеологией.
Раскройте содержание группы методов экспериментально-эмпирического уровня исследования.
Раскройте содержание группы методов теоретического уровня исследований.
Покажите взаимосвязь группы методов экспериментально-эмпирического и теоретического уровня исследований.
6)Охарактеризуйте прогностическую роль психолого-педагогиче ских исследований в образовании, обучении и развитии современной личности.
28
Методология как философское учение о методах научного познания
Методы экспериментально-эмпирического уровня
Методы теоретического уровня
Наблюдение: непосредственное, косвенное, скрытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециализированное, наблюдение-поиск
Педагогический эксперимент: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий
I
Опросные методы: беседа, интервью (устное, письменное), анкетирование
Изучение литературных источников: их анализ, контент-анализ, сопоставление, сравнение, вычленение научных подходов
Анализ и синтез, их взаимосвязь
л:
Метод аналогии
Абстрагирование: обобщение и изолирование
Изучение передового педагогического опыта учителей
Индуктивные и дедуктивные методы логического умозаключения
Врачебно-педагогическое обследование
Моделирование: вербальное, логическое, физическое, математическое, предметное, знаковое
Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся
Изучение школьной педагогической документации
Методы прогнозирования
Математические и статистические методы
Методы методологического уровня познания направлены на разработку вопросов, связанных с категориями педагогики, выявлении «знания о незнании». Методы метатеоретического уровня: выявление новых методов научно-педагогического исследования
Рис. 1. Система методов научно-педагогического исследования
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля