logo
Педагогика

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое метод научного исследования?

  1. Покажите взаимосвязь метода научного исследования с методологией и гносеологией.

  2. Раскройте содержание группы методов экспериментально-эмпи­рического уровня исследования.

  3. Раскройте содержание группы методов теоретического уровня исследований.

  4. Покажите взаимосвязь группы методов экспериментально-эмпири­ческого и теоретического уровня исследований.

6)Охарактеризуйте прогностическую роль психолого-педагогиче­ ских исследований в образовании, обучении и развитии современной личности.

28

Методология как философское учение о методах научного познания

Методы экспериментально-эмпирического уровня

Методы теоретического уровня

Наблюдение: непосредственное, косвенное, скрытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециализированное, наблюдение-поиск

Педагогический эксперимент: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий

I

Опросные методы: беседа, интервью (устное, письменное), анкетирование

Изучение литературных источников: их анализ, контент-анализ, сопоставление, сравнение, вычленение научных подходов

Анализ и синтез, их взаимосвязь

л:

Метод аналогии

Абстрагирование: обобщение и изолирование

Изучение передового педагогического опыта учителей

Индуктивные и дедуктивные методы логического умозаключения

Врачебно-педагогическое обследование

Моделирование: вербальное, логическое, физическое, математическое, предметное, знаковое

Изучение письменных, графи­ческих и творческих работ учащихся

Изучение школьной педагогической документации

Методы прогнозирования

Математические и статистические методы

Методы методологического уровня познания направлены на разработку вопросов, связанных с категориями педагогики, выяв­лении «знания о незнании». Методы метатеоретического уровня: выявление новых методов научно-педагогического исследования

Рис. 1. Система методов научно-педагогического исследования