2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
Цель: освоение сущности воспитательной системы, создаваемой в классе классным руководителем.Задачи:
а) Определение воспитательной системы в учебном классе общеобразовательной школы.
б)Выявление основных задач классного руководителя.
в)Определение важнейших функций классного руководителя.
157
г) Раскрытие особенностей организации деятельности учащихся в классе.
План:
1 .Воспитательная система и задачи классного руководителя.
Формирование личности учащихся в работе классного руководителя.
Функции классного руководителя.
4.Организация деятельности учащихся в классе.
Основные понятия: воспитание, воспитательная система, функция, классный руководитель, отношения, деятельность,
Межпредметные связи: психология, социология, систематология, философия, теория управления.
Воспитательная система и задачи классного руководителя. Педагогической наукой на основе исследований и обобщения передового опыта давно установлено, что эффективность воспитательного процесса наиболее высока в случае, если в ученическом коллективе создана воспитательная система.
Истории человечества известны различные системы образования, складывавшиеся на разных этапах развития мировой цивилизации. Каждая из них отражала особенности социальных, политических, экономических отношений, характерных для общества, потребности которого данная система образования должна была обслуживать. Наиболее известными из них являются:
спартанская система воспитания;
афинская система воспитания;
религиозная система воспитания;
система формирования джентльмена (западноевропейская система);
система воспитания человека в коллективе и через коллектив (система А.С.Макаренко).
Воспитательные системы в советской школе второй половины XX века складывались на основе коллективных творческих дел, общественно-полезного и производительного труда, внедрения разных организационных форм работы (различные центры, школьные театры и др.), национальных традиций, а также на основе реорганизации учебного процесса.
Анализ исторически сложившихся воспитательных систем показывает, что основными компонентами любой воспитательной системы являются блок целей воспитания, воспитательный коллектив как ядро воспитательной системы, коллективистские отношения и открытость системы окружающейсреде. Некоторые исследователи, конкретизируя эти положения, считают, что в основе любой воспитательной системы лежат принятие всем коллективомцели воспитания, познавательная коллективная деятельность, воспитывающие отношения, детское самоуправление, опора на национальные традиции, создание разновозрастных коллективов и использование методики коллективного творческого дела.
158
Создание воспитательной системы предполагает ряд этапов:
становление системы;
отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива;
оформление системы в соответствующем режиме, создание традиций и введение новаций.
Первоочередной проблемой в создании воспитательной системы любого уровня является проблема определения целей воспитания, так как деятельность работников сферы образования, как и в других сферах функционирования общества, определяется ее целями и задачами. Цели и задачи классногоруководителя вытекают из воспитательной цели школы, так как воспитательная система класса является составной частью воспитательной работы школы.Однако при определении целей воспитания существует известная сложность: общественная цель воспитания, обозначенная как формирование всесторонне, гармонически развитой личности, представляется идеальной и потому реально недостижимой. Современные поиски в определении целей воспитания чаще всего ведутся в русле культурологического подхода. Несмотря на отсутствие четкости в этом вопросе до настоящего времени, тем не менее этот подходпредставляется достаточно продуктивным, поскольку позволяет опереться на духовные ценности, исторически сложившиеся в национальных и мировых культурах. Определение цели воспитания возможно лишь на основе национальной культуры своего народа, через освоение нравственных общечеловеческих и национальных ценностей.
В условиях, когда коллективом учителей ставится понятная всем цель и каждый активно включается в деятельность по ее достижению, можно добиться достаточно эффективных результатов. Примером этого может служитьвоспитательная система, сложившаяся в профессионально-техническом лицее № 16 г. Алматы, в котором под руководством директора Т.М. Шакировойосуществляется формирование личности учащихся средствами национальной культуры. Здесь реализована следующая структурная модель воспитательной системы (рис. 1).
Не менее эффективно могут функционировать и другие воспитательные системы. Например, в центре внимания педагогического коллектива школыгимназии № 132 г. Алматы находится развитие интеллектуального потенциала учащихся. Безусловно, возможны различные поиски в этом направлении, однако в любом случае необходимо поставить перед школьным коллективом цель, которая будет служить системообразующим фактором.
Школа может достаточно эффективно содействовать формированию базовой культуры выпускника, под которой мы понимаем усвоение и нравственное осознание содержания образования как факторов дальнейшего саморазвития личности. Заявленная цель реализуется через воспитательные задачи. Существуют различные подходы к их определению. Так, например, Н.Е. Щуркова предлагает следующие воспитательные задачи:
159
а)организация воспитывающей и развивающей деятельности;
б)организация и развитие коллектива;
в)помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей [1].
Рис.1. Структурная модель воспитательной системы
Социологический анализ деятельности классных руководителей позволил выделить следующие четыре группы различных задач.
Первая группа - социальные задачи (помощь ребенку, включение его в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и другими институтами воспитания по созданию оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности).
Вторая группа - диагностические задачи (диагностика развитости личности ученика и коллектива для правильной организации работы с классом).
Третья группа - нравственные задачи (формирование у ребенка критериев добра и зла, постановка детей в ситуацию нравственного выбора).
160
Четвертая группа - задачи индивидуально-практического характера (выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование, контроль и коррекция классным руководителем собственной деятельности, педагогика рефлексии).
Вместе с тем необходимо выделить ведущие воспитательные задачи, так как представляется нереальным включить все стороны жизни школьника в сферу воздействия и контроля со стороны классного руководителя и организатора воспитательной работы в школе. Эти задачи определяются основными воспитательными проблемами. Анализ различных позиций педагогов-исследователей и практиков по этому наиболее актуальному длясоздания воспитательной системы в ученическом коллективе вопросу позволяет отнести к наиболее значимым задачам следующие:
Забота о здоровье и формировании здорового образа жизни учащегося.
Формирование нравственных ценностей у ребенка.
Формирование нравственного поведения учащихся.
Развитие заложенных в ребенке способностей и возникающих у него интересов.
Интересна позиция д.п.н. Е.Н. Степанова, который считает, что воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
При этом в перечень компонентов включаются:
Индивидуально-групповой компонент (общность детей и взрослых, создающих воспитательную систему).
Ценностно-ориентационный компонент (совокупность цели и задач воспитания, перспектива класса, принципы построения воспитательной системы).
Функционально-деятельностный компонент (системообразующий вид, формы, методы организации совместной деятельности; основные функции воспитательной системы, самоуправление).
Пространственно-временной компонент (воспитывающая среда, этапы становления воспитательной системы и др.).
5.Диагностико-аналитический компонент (критерии эффективности воспитательной системы, методы и приемы изучения коллектива, формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов) [2].
При различии подходов к деятельности классного руководителя всеми признается тот факт, что самое шавное и трудное в его работе - формирование нравственных позиций учащихся.
Формирование личности учащихся в работе классного руководителя. Нравственность человека определяет его отношение к
16]
окружающему миру, которое проявляется прежде всего в действиях и поступках. Как известно, под отношением подразумевается избирательно устанавливаемая связь субъекта с окружающим миром. Поэтому от классного руководителя, учителей-предметников во многом зависит то, какие ценности изберет в качестве руководства для себя учащийся.
В систему отношений исследователи включают различные компоненты. Каждое из отношений предполагает приобретение определенных знаний, однако главным является нравственное осознание этих знаний. Н.Е. Щуркова, А.П. Сейтешев выразили результат формирования некоторых ценностных отношений в виде определенных качеств личности. Так, результатом ценностного отношения к другому человеку является гуманизм, к себе -достоинство, к труду - трудолюбие.
Подобное выделение ведущих качеств личности важно, так как в процессе формирования отношения ребенка к другим людям, к окружающему материальному и духовному миру невозможно учесть все аспекты нравственного развития.
Говоря о результатах воспитания, можно выделить сформированиесть ряда ведущих качеств личности:
■ отношение к другому человеку - гуманизм;
• отношение к себе-достоинство; - отношение к труду - трудолюбие;
отношение к коллективу - коллективизм;
отношение к родине — патриотизм;
отношение к природе - забота о природе;
• отношение к прекрасному - способность эмоционально-эстетически воспринимать прекрасное.
Сформировать указанные качества личности - значит, добиться нравственного осознания соответствующих знаний об окружающем мире. Поэтому главной целью воспитательной работы должно стать нравственное осознание учащимися комплекса знаний об окружающем мире. Вышеназванные качества формируются как в ходе обучения на уроке, так и во внеклассной воспитательной работе. Известно, что любой учебный материал, каждый урок имеет свой воспитательный потенциал, и потому можно и должно использовать этот потенциал для формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру, начиная от уважения к личности другого человека до способности эмоционально, эстетически воспринимать действительность.
Содержание образования в школах Республики Казахстан постоянно совершенствуется. Его нравственное осмысление - это серьезная проблема, которая стоит перед учителем. Учитель должен знать воспитательные возможности, заложенные в учебных предметах. Известно, что ведущими в этом отношении являются предметы гуманитарного цикла. Однако нельзя
162
ограничиваться воспитанием на уроках. Если учесть неумение многих учителей конкретизировать воспитательные задачи урока до уровня реально достижимых и реализовывать их в ходе педагогического процесса, то можно понять меру той ответственности, которая ложится на плечи классного руководителя.
Именно от классного руководителя зависит координация работы учителей-предметников по воспитанию учащихся. Таким образом, преподаватели становятся активными участниками функционирования воспитательной системы в классе. Следовательно, классный руководитель -то лицо, которое осуществляет ведущую и координирующую функции в воспитании учащихся. Исходя из воспитательных задач, стоящих перед школой, особенностей и уровня воспитанности учащихся своего класса, он разрабатывает воспитательную систему, активно привлекая к решению этой проблемы педагогов-предметников, учащихся, родителей, спонсоров и т.д.
Духовный мир каждого человека (а следовательно, и его нравственность) индивидуален. Один ребенок может отдавать предпочтение эстетическим ценностям, другой - природе и т.д. В зависимости от состояния воспитательного процесса в классе могут преобладать коллективистские качества личности и т.д. Диагностические методы и приемы позволяют определить уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся. Классный руководитель в целях наглядного, графическогоотражения воспитательного процесса в классе может отметить вышеуказанные семь качеств (отношений) на горизонтальной оси и указать степень их выраженности на вертикальной оси.
В работе классного руководителя отражается сущность воспитательного процесса вне урока. Должность классного руководителя была введена в Казахстане, как и по всему Советскому Союзу, в 1934 году. В настоящее время в центре внимания находится становление личности школьника, выявление и развитие его способностей. При этом важно отметить, чтоклассный руководитель - это ведущий организатор воспитательного процесса, координирующий влияние на каждого ученика учителей-предметников и родителей.
Особое значение имеет организация деятельности, которая способствует и более качественному усвоению знаний, и нравственному осознанию их, приучению учащихся к нравственно-ценностным поступкам.
Функции классного руководителя. Работа классного руководителярегламентируется Уставом школы, в котором перечисляются его должностные функции. Но этот перечень не может отразить все нюансы многогранной деятельности классного руководителя. Различные стороны ее рассмотреныво множестве исследований (от методических рекомендаций до монографий).
Один из нетрадиционных подходов выделяет следующие основные функции классного руководителя:
■ забота о здоровье ребенка;
163
■ забота о нравственном формировании ребенка;
- забота о развитии способностей ребенка.
К функциям классного руководителя также относятся (Н.Е. Щуркова): 1. Обустройство школьной жизнедеятельности класса, под которой понимается забота:
о наличии у каждого школьника необходимых учебных пособий, принадлежностей и методических средств;
о хорошо продуманном расположении детей в учебном классе, с учетом зрения, слуха, роста, а также самооценки каждого, меры его активности, степени коммуникабельности;
о месте хранения верхней одежды и обуви, обеспеченном гарантией сохранности и неприкосновенности;
о продуманных и известных всей группе порядках и процедурах школьного завтрака и правилах пользования школьным буфетом;
о расположении туалетных комнат и культуре пользования туалетными комнатами, где школьник может привести себя в надлежащий вид;
о внутреннем интерьере классной комнаты, продуманном всей группой, и уходе за ней; о введении института дежурных, поддерживающих чистоту и красоту помещения;
о высоких требованиях к гигиене, эстетике и экономике, костюму и обуви каждого ребенка и педагога;
об осведомленности каждого члена группы о расписании занятий и местонахождении учебных кабинетов;
об осведомленности каждого члена группы о назначении всех комнат в школьном здании, как и о праве пользования ими (от кабинета директора до игровой комнаты малышей и кабинета медсестры);
- об умениях всех членов труппы обращаться с предметным окружением на уровне высокой культуры, сохраняя чистоту, красоту и порядок.
2.Организация предметной деятельности группы:
познавательной, раскрывающей перед ребенком мир во всем его многообразии, сложности, противоречивости;
трудовой, вводящей ребенка в мир материальных ценностей как средств жизни человека в этом многообразном мире;
спортивной, обращающей усилия ребенка на свое тело, здоровье, красоту и силу организма, на формирование власти человека над своим телом;
художественной, предоставляющий ребенку возможность познавать мир через художественные образы, а также преобразовывать этот мир, создавая художественные предметы.
3.Организация духовной деятельности по осмыслению жизни, подкоторой понимается оказание помощи учащимся путем развития способности к рефлексии, самоанализу в осмыслении ценностей жизни и создании своего внутреннего мира.
164
4. Характеристика личностного развития на основе диагностики результатов воспитательного процесса. Диагностическая деятельность классного руководителя является базовой лля создания воспитательной системы. Она позволяет выделить те качества личности, формированию которых необходимо уделить особое внимание.
Реализация вышеперечисленных функций способствует созданию в классе воспитательной системы, при разработке которой классному руководителю важно определить системообразующий фактор. Это могут быть определенная форма работы, определенные виды деятельности и т.п., но примоделировании нужно, на наш взгляд, помнить о необходимости формирования системы отношений ребенка к окружающему миру. Например, системообразующим фактором может быть такая форма деятельности учащихся, как театр, так как через него можно формировать ценностноеотношение практически ко всему, что окружает человека. При этом классному руководителю необходимо разработать модель воспитательной системы на основе данной формы работы с учащимися, (рис. 2).
Организация деятельности учащихся в классе. Наиболее эффективно воспитательные задачи будут решаться при понимании классным руководителем следующих концептуальных положений.
Воспитание должно быть личностно ориентированным.
Процесс воспитания должен носить системный характер.
Залогом создания эффективной воспитательной системы в классе является единство целей воспитательной деятельности, взаимодействие всех учителей, работающих с учащимися.
Воспитательный процесс должен опираться на теорию личности и теорию деятельности, теорию ценностей и теорию управления.
Теория личности позволяет учителю прежде всего понять, что ученик - не только объект воспитания, по и субъект деятельности. Она даст возможность классному руководителю персонализировать учебно-воспитательный процесс, понимать механизмы формирования личности учащегося, функционирование которых включает ряд этапов: формирование мотивов - оснащение соответствующими знаниями и создание условий по их нравственному осознанию; формирование норм поведения и действий - получение удовлетворения от своих действий и деятельности в целом. Таким образом, механизм формирования личности учащихся выглядит в виде системы взаимосвязанных компонентов: мотивационный компонент, познавательныйкомпонент, поведенческий компонент, эмоциональный компонент.
Следовательно, необходимо формировать мотивы, давать знания, формировать действия, создавать условия успешности действий и поступков. Положительные эмоции закрепляют требуемые обществом отношения ребенка к окружающей их действительности.
165
Классный театр
х
Воспитательные цели, реализуемые в холе театральной деятельности учащихся
Формирование отношения к окружающему миру в процессе театральной деятельности учащихся
Деятельность учащихся (поступки, действия) в соответствии с нравственным осознанием окружающего мира
Рис. 2. Схема моделирования воспитательной системы класса на основе театральной деятельности (классный театр)
Не менее значима в деятельности классного руководителя и теория управления. Это объясняется тем, что основная работа педагога - это организация деятельности учащихся, а организация является составной частью теории управления. Знание ее закономерностей позволит реализовать на
166
высоком уровне отношения между педагогом и учащимися, осуществлять руководство развитием воспитательной системы в классе.
Важными аспектами в функционировании воспитательной системы являются оптимальный выбор форм деятельности учащихся (воспитательныемероприятия) и успешность их проведения. Основными видами деятельности, которые формируют человека, являются: познавательная деятельность, материальный труд, общественно-полезная деятельность, оценочно-ориентировочная деятельность, игровая деятельность, общение, спортивно-оздоровительная деятельность, художественно-творческая деятельность.
Теория управления позволила определить эффективную методику подготовки воспитательного мероприятия, которая включает в себя следующие этапы:
подбор конкретной формы воспитательного мероприятия (классный час, КВН, вечер отдыха и т.д.);
определение цели и задач мероприятия;
подбор инициативной группы и учащихся, желающих включиться в проведение данного мероприятия;
совместное с инициативной группой планирование воспитательного мероприятия;
распределение обязанностей по подготовке мероприятия между членами инициативной группы;
подготовка мероприятия;
оказание классным руководителем помощи, консультации учащимся в ходе подготовки воспитательного мероприятия;
8) совместная с инициативной группой проверка готовности мероприятия:
9)проведение воспитательного мероприятия;
анализ проведенного мероприятия совместно с учащимися (с членами инициативной группы, а при необходимости и со всем классом);
определение совместно с учащимися дальнейших перспектив работы.
Практика показывает, что данная методика определяет успешность подготовки и проведения абсолютного большинства воспитательных дел в классе. Особое место в работе классного руководителя занимает этическая беседа с классом или отдельным учеником. Нравственное толкование проблем, возникающих у подрастающего человека, своевременная моральная поддержка со стороны взрослого человека могут во многом повлиять наформирование личности учащегося. К сожалению, этические беседы зачастую не проводятся вообще или подменяются морализированием. С одной стороны, учителя поддерживают позицию прекрасного педагога-ученого В.А. Сухом-линского, придававшего слову учителя, его беседе с учеником огромноезначение. С другой стороны, не используют его мудрые советы в этой области
167
педагогической деятельности. Вероятно, это связано с необходимостью широкой культурологической и нравственной подготовки самого учителя.
В настоящее время осуществляется попытка введения в школьный план курса духовного саморазвития. Это позволит решить ряд проблем нравственного воспитания учащихся, но не заменит планомерной воспитательной деятельности классного руководителя.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля