2.10. Содержание образования в современной школе
Цель: Способствовать формированию у студентов системы теоретических знаний и практических подходов., связанных с проблемой содержания образования.
Задачи:
а)Раскрыть сущность понятия «содержание образования».
б)Обосновать компоненты содержания образования.
в)Охарактеризовать, какими документами определяется содержание образования.
План
Подходы к определению понятия «содержание образования».
Принципы формирования содержания образования.
Характеристика компонентов содержания образования.
Основные понятия: содержание образования, культура, межпредметные связи, государственный образовательный стандарт, учебные возможности учащихся.
Межпредметные связи: философия, социология, психология, физиология, история педагогики, этнопедагогика.
Подходы к определению понятия «содержание образования». В педагогике содержание образования является сложным и многоаспектным понятием, исходящим из основ образования.
В самом общем определении образование трактуется как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г. Асмолов). Следовательно, образование есть результат формирования личности через усвоение человеком
206
способов деятельности и систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно называть такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к большомучислу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, правильно мыслит, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Как видим, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с себе подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Отсюда под образованием можно понимать организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта,представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Таким образом, содержание образования выступает одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры.Rтрадиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательнойработы. Это так называемый зканиево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При этом в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Этот подход способствовал социализации личности, вхождениючеловека в социум. Ученые считают, что знаниево - ориентированный подход к содержанию образования являлся ценным, однако, это приводило к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму,ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования на первый план стал выдвигаться личностно-ориентированный подход к пониманию сугцности содержания образования, /фугой подход нашел выражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского. Так, И.Я. Лсрнер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний.
207
навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения к миру, усвоение которых призвано обеспечить творческое формирование личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Педагоги ряда стран (США, Англии, Франции и др.), стремящиеся дать личности «общечеловеческое воспитание», представить природные явления и процессы общественной жизни в их взаимосвязи, выступают за интеграцию учебных предметов, предлагают, чтобы в основу учебных программ были положены междисциплинарные проекты, в основе которых предусмотрена организация работы учащихся над комплексными темами с привлечением материала из различных учебных предметов. Эта идея интеграции была реализована в разных странах.
Советская школа в течение длительного периода успешно решала задачу повышения общеобразовательной подготовки учащихся. Для приведениясодержания образования в соответствие с уровнем развития науки, техники и культуры, обеспечения перехода к всеобщему среднему образованию молодежи проводилось совершенствование учебных планов, программ иучебников. Проведенные модернизации содержания образования были связаны с усложнением задач школы, но один из существенных недостатков частого изменения содержания образования заключался в том, что реконструкция осуществлялась на эмпирическом уровне, без необходимого теоретического обоснования и прогнозирования.
С точки зрения современной теоретической концепции содержания общего среднего образования его социальная сущность выражается в требовании общества к тому, что должен знать и уметь человек, какими качествами он должен обладать. Социальные требования к подготовке подрастающего поколения определяются конкретными историческими, общественно-экономическими условиями. Социальный заказ нашего общества на современном этапе его развития в самом обобщенном виде состоит в приобщении широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры, в формировании всесторонне развитой личности, в подготовке сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной жизни. Осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержание социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта.
Для отбора содержания основ наук в советской педагогике была разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабанский):
1. Критерий целостного отражения в содержании образования всех основных теорий, законов и поняти й, лающих достаточно полное представление о данной науке.
208
Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый предмет и систему учебных дисциплин, изучаемого в школе самообразовательного материала.
Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.
Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Принципы формирования содержания образования. Основные теории формирования содержания образования сложились в концеXVIiI-начале XIX века. Они получили название материальной и формальной теорий.
Первую из них называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVIT столетии разделял Я.А. Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся.
Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIXстолетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и учебников, перегруженных информацией настолько, что учащиеся просто не в силах ее усвоить.
Формальная теория разработки содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма составляет положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Сторонником дидактического формализма еще в древности являлся Гераклит, по мнению которого «многознание уму не научает». Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время принципиальной основой теории дидактического формализма послужили философия И. Канта, а также неогуманизм Песталоцци. По их мнению, главной целью обучения должно стать усиление «правильности мышления учеников, или формальное образование» . В 1 ермании близкие к вышесказанным взгляды изложил А. Дистервег в своем «Руководстве для немецких учителей» (1850 г.).
209
Заслуга представителей формальной теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Однако слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы (языки, математика). Подобно тому, как познание фактов (предметов, явлений, событий и процессов) влияет на формирование мышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическая зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма, определявшими обучение через егосодержание, ни сторонниками формализма, которые переоценивали в обучении значение субъективно-процессуальной стороны.
В свое время обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К.Д. Ушинским, который писал; «формальное развитие рассудка,., есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях». Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. Таким образом, можно считать, что с Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.
Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов
210
развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной). Исходя из этого деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. Более того, его можно определить как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности (B.C. Леднев).
В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским. Прежде всего это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки,культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как смировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненногосамоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.
Принципом, позволяющим преодолеть дегуманизацию общего образования, является фундаментализация его содержания. Он требует
211
интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков. Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Характеристика компонентов содержания образования. Существуют три наиболее распространенные концепции содержанияобразования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества. Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие, как способность к творчеству, умениереализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов). Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческойкультуры. Предполашется, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватнофункционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по одному языку, математике, физикеи другим учебным предметам.
В современных условиях развития казахстанской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с
212
функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогическиадаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности даннаяконцепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляетсобой специфический вид содержания образования:
1.Знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильнымметодологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
2.Опыт осуществления известных способов деятельности,воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков иумений, составляющая соцержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.
3.Опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот опыт обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальней шему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность как показатели сформированное!и у человека умений творчески работатьскладываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования.
4.Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обусловливающих эмоциональное восприятиеличностно-определенньгх объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и
213
предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено натрансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.
Все перечисленные компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Усвоение новых элементов социального опыта позволяет человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какая она есть,к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.
Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществленияучащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.
Источником формирования содержания школьного образования, как уже отмечалось, является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, то есть культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимонайти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относится практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется (с учетом конкретно-исторических и психологических) в педагогической переработке. Оно отбирается с позиции его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и
214
для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований иинтересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются (помимо обязательных предметов) и учебные предметы свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Эти предметы способствуют углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Таким образом, общество выдвигает требования к образованию, которые время отвремени изменяются под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения,образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Следует иметь в виду, что в учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении общенаучные знания о знаниях: что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и др.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля