logo
Педагогика

2.11.1. Формы организации обучения

Цель: формирование представлений о различных формах организации процесса обучения и об уроке как основной его форме; ознакомление с основными задачами, требованиями и условиями современного урока.

Задачи:

а) Раскрыть историю урока в педагогических системах ведущих педагогов-классиков.

б)Дать представление о различных формах организации процесса обучения.

в)Охарактеризовать различные типы уроков, дать представление об основных структурных компонентах урока. Раскрыть значение каждого из них.

г)Познакомить с основными задачами и условиями стратегической и тактической подготовки учителей к организации деятельности учащихся на уроке.

План

  1. Понятие о формах организации обучения.

  2. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

  3. Подготовка учителя к уроку.

Основные понятия: формы организации обучения, классно-урочная система обучения, учитель, ученики, знание, умение, навыки, современный урок, воспитание и развитие, поурочное планирование, оценка и контроль.

Межпредметные связи: философия, история, социология, систематизация.

Понятие о формах организации обучения.Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации. Внауке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В переводе с латинского языка словоformaозначает наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. В философии форма определяется как внутренняя организация содержания, обнимающая систему устойчивых связей предмета. Значит, форма выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов, явлений как между собой, так и с внешнимиусловиями. То есть любая форма обучения - способ взаимодействия участников педагогического процесса при изучении учебного материала.

Применительно к обучению форма - это специальная конструкция процесса обучения; характер этой конструкции обусловлен процессом

217

обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания обучения, которая в реальной педагогической действительности вступает в процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом (И.М. Чередов).

Можно считать, что форма обучения - это как конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя с управляемой учебной деятельностью учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и взаимосвязей компонентов внутри каждого цикла обучения и какдидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связаны с требованиями и потребностями развивающегося общества. Вклассификации форм организации обучения выделяются следующие основания: количество и состав учащихся, место работы, продолжительность учебной работы. Тогда формы обучения подразделяются соответственно на:

- дифференцированное обучение по способностям учащихся (мангеймская система);

Наибольшее распространение получила классно - урочная система обучения, возникшая в братских школах Богемии, Украины, Белоруссии в XVIIвеке и развивающаяся уже на протяжении более трех столетий. Класс -относительно постоянный состав учащихся одного возраста, выполняющий

2!8

задания учителя в течение урока и после него домашнее задание. Теоретически данная система была обоснована вXVIIвеке Яном Амосом Коменским.Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности, индивидуальной: четкаяорганизационная структура, обеспечивающаяся упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, простое управление им, возможность взаимодей­ствия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач, экономичность обучения, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последова­тельность в их движении от незнания к знанию. Данная форма не лишена также и недостатков, а именно классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, тем самым создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; также создает трудности и для учителя в учете индивидуальных особенностейучеников, в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения.

Вместе с тем можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практикой работы массовой школы. Еепреимущества перед другими системами обучения проявляются прежде всего в том. что при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями классно-урочная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы и т.д.

Классно-урочная система обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференци­рованного, так и недифференцированного характера. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная работа, лабораторное или даже практическое задание в мастерских), то это будет недифференцированной индивидуальной работой фронтального характера, а когда класс в целом или каждая группа в отдельности коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, то здесь выступает коллективная, фронтальная или групповая работа.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является и то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и

219

организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы или соглашаться с ними, аргументировать свои доказательства, дополнять чужие, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, составлять библиографию, работать с источниками знаний, организовывать свои действия, укладываться в отведенное время и т.д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производ­ственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личности.

Урок должен быть направлен на реализацию триединой функции: воспитание, обучение, развитие. Эта форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, где занятия проводятся по твердому расписанию и по единой для всех программе обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению -и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно - индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате чего происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта деятельности, общения и отношений, а также развитие способностей учащихся. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой - как форма организации обучения,предопределяемая основными требованиями к организаци онному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Урок - это педагогическое произведение и поэтому должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований к уроку исследователи указывают следующие (И.П. Подласый):

- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

220

- тщательные диагностика и планирование, проектирование и прогнозирование каждого урока.

Классно-урочная система организации обучения базируется на уроке: обучить, развивать, воспитать. Таким образом, урок многогранен и много­планов, его структура может быть разнообразной. Наиболее распространенная структура урока связана с решением всех дидактических задач: ввод в знания, изучение нового материала, закрепление пройденного материала, контроль и оценка знаний учащихся, объяснение задания на дом.

Очевидно, что структура урока не может быть случайной, она должна отражать закономерности процесса обучения как явления действительности, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления, закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способы его индивидуального познания, виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация,формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом урокеобобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений, активизации мыслительной деятельности учеников при выполнении самостоятельных работ, развития их интеллектуальных способностей - всего того, чем должна обеспечивать школа полнокровную подготовку учащихся к жизни и труду.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Организация учебной деятельности учащихся на уроке - это внешнеевыражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Выделяются следующие направления: фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности и групповая - учащиеся работают в группах или парах.

Фронтальная организация учебной деятельности предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, то есть все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех

221

работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Данный способ способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать, выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу. От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррективы в ходеобсуждения, учитывать и опрашивать соответственно возможностям учащихся.

Фронтальная организация обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Но данная форма имеет ряд недостатков, так как ученики отличаются своей разноуровневой работоспособностью, подготовленностью, неодинаковым фондом знаний, умений и навыков, в результате чего слабые ученики хужеусваивают материал и требуют большего внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, сильные же ученики, наоборот, нуждаются в увеличении количества заданий и т.д. Поэтому для максимальнойэффективности учебной деятельности необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы и другие.

Индивидуальная форма организации работы предполагает самостоя­тельную работу каждого ученика в отдельности, специально подобран­ную в соответствии с подготовленностью и учебными возможностями: работа с учебной литературой, справочниками, энциклопедиями, решение задач, подготовка сочинений, рефератов.

Выделяются два вида индивидуальной организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая из них характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихсянад выполнением специфических заданий, и именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его возможностям. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Эта форма способствует воспитаниюсамостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении

222

цели, однако ограничивает их общение между собой, их участие в коллективных достижениях и т.д., но это можно компенсировать сочетанием таких форм коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Основными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения определенных учебных задач;

- каждая группа выполняет задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны как учителя, так и учащихся-консультантов (при фронтальной ииндивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам; пока он работает с одним - двумя учениками, другие вынуждены дожидаться своей очереди). Групповая форма работы наиболее применима при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнона­учным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения, при изучении текстов и т.д. В ходе такой работы максимально используютсяколлективное обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, и все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Каждая из рассмотренных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга, и сочетание их на одном уроке приносит ожидаемые положительные результаты.

Подготовка учителя к уроку. Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме (тематическое планирование) и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и

223

воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему в зависимости от основной дидактической цели могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит, главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знатьи т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме.

Поурочное планирование - это непосредственная подготовка учителя к уроку, то есть планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельны взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основноесодержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа работы, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. Впланировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: обдумывание цели урока, каждого его шага; запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственнойдеятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Он подбирает наиболее яркий емкий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока исходя из объема предстоящей работы.

Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой предварительный анализ, тем меньше

224

вероятность встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана (конспекта) урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может послужить опорой в его работе не только в одном классе, но и во всех классах одной параллели.

Однако успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от психологического настроя, с каким они приходят на урок. Поэтомунеобходимо ознакомить учащихся с планом их работы на предстоящий урок, ориентировать их на предварительное знакомство с отдельными разделамиили темами учебника или художественной литературы, проведение наблюдений и несложных опытов, способствующих изучению нового материала.

В плане урока отражаются тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, и его задачи. Определяются организациявзаимодействия участников и задания для учебно-нознавательной деятельности учащихся, методы и дидактические средства обучения. Через задания идетдвижение к поставленным задачам, в ходе выполнения которых успешно будут осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения; контроль и коррекция учебной деятельности учащихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению.

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работыполезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т,е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе ужепроведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. Перечень вопросов, на которые рекомендуется ответить себе после урока, не ограничен.

Таким образом, и в настоящее время урок по-прежнему продолжает оставаться важнейшей формой организации обучения учащихся в школе. Эффективность урока зависит от уровня подготовленности учителя, от его умения организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся и диагностировать ее результаты.

225

Вопросы для самоконтроля

1)Какие признаки характеризуют форму учебной работы? Дайте определение понятия «формы организации обучения».

  1. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?

  2. Какими особенностями характеризуется классно-урочная система организации обучения?

  1. Каковы обшие требования к современному уроку?

  2. В чем сущность дидактических требований к уроку?

6) Какие образовательные воспитательные, развивающие и образовательные функции педагогического процесса реализуются на уроках?

  1. Опишите основные типы уроков, а также другие формы обучения и их структуру.

  2. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

  3. Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбини­рованных) уроков.

  1. Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся в процессе проведения уроков?

  2. Какие нестандартные формы учебных занятий практикуются в современных школах?

  3. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

  4. Назовите вспомогательные формы организации обучения.

  5. Назовите виды контроля успеваемости учащихся.

  1. Дайте определение таких понятий, как проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость.

  2. Перечислите причины неудач в учебе и охарактеризуйте средства их преодоления.

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  2. Кириллова ГД. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.

  3. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. М., 1964.

  4. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

  5. Онишук В.И. Урок в современной школе. 2-е изд. М., 1985.

  6. Подл асы й И. П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1987.

  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. ML, 1984.

  8. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алматы;1999.

226

9.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988. 10.Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.