logo
Педагогика

II - отношения между учителями и учащимися;

ГЦ ■- отношения между одноклассниками и сверстниками

95

В педагогическом процессе общеобразовательной школы для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между учителями и школьниками, взаимоотношения школьников друг с другом. Поэтому применительно к педагогическому процессу общеобразовательной школыможно говорить о двух взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизмах.

Уже в первом классе притягательными и значимыми для ребенка оказываются его отношения с педагогами школы, особенно со своим учителем, Преобладающее значение отношения педагога к школьнику в начальной школе не случайно: слишком много значит учитель в жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний учителя, его опыта, мудрости, слишком зависим он в своих успехах от того, с каким учителем встретился.Постепенно у школьника накапливается свой объем знаний, опыт, формируется устойчивый круг общения, значимость отношений с учителем, снижается но не исчезает полностью даже в старших классах.

Как установлено рядом исследователей (А.С. Макаренко, Т.Е. Кон-никова, Л.И. Новикова, М.Н. Шульц и др.), в деловом сотрудничестве учителя с учащимися необходимо равновесие между предоставлением самостоя­тельности детям и тактичной помощью в обучении их способам деятельности. Тогда дети доверяют знаниям, опыту учителя, идут к нему советоваться, так как уверены в безусловном уважении со стороны старшего (даже к ихошибкам и оплошностям!) и умелой тактичной помощи. Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния взаимоотношений учителя и учащихся, от которых зависит, как будет относиться ученик к школе, предмету, преподаваемому этим учителем, к его примеру, взглядам, убеждениям, жизненным принципам.

Второй воспитательный механизм педагогического процесса школы не менее важен. Это взаимоотношения между учащимися. Н.К. Крупская в своих статьях неоднократно высказывала мысль о воспитательной роли отношенийв детском коллективе. А.С. Макаренко был более конкретен: "работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу... его работа должна заключаться в возбуждении требований коллектива к отдельной личности". Воспитатель должен учитывать существующие в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они складываются независимо от нас, многое может быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этогопроцесса связана с совершенствованием содержания и структуры деятельности детей в коллективе, со специальной организацией их коллективного общения как особого вида деятельности, с целенаправленным воспитанием у школьника культуры личностного восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи школьникам в процессе их самопознания, саморегуляции поведения и социально полезного самоутверждения в коллективе.

96

Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый, возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Причем деятельность должна быть коллективной и тщательно организованной, когда создаются предпосылки для формирования отношений делового сотрудни­чества и ответственности.

Таким образом, общее между первым и вторым воспитательными механизмами (деятельностью и его характером) позволяет сделать очень важный вывод. Если для формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания, педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через разнообразные виды деятельности, то при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно использовать общение детей между собой.

Вопросы длясамоконтроля

  1. Определите содержание понятий "закономерность", "принцип". Что связывает эти понятия с понятиями "воспитание", "педагогический процесс"?

  2. Зачем учителю надо знать законы, закономерности и принципы организации педагогического процесса?

3) Покажите на реальных ситуациях роль закономерностей педагогического процесса.

  1. Какие компоненты педагогического процесса отражают деятельность педагогов и учащихся?

  2. Что составляет содержание социального опыта?

  3. Как усваивается соционормативная культура человечества?

  4. Дайте характеристику воспитательных механизмов педагогического процесса.