logo
Педагогика

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте сущность цели воспитания.

  2. Дайте характеристику методологических основ формирования цели воспитания.

  3. Уточните понятия «воспитание», «цель воспитания», «социализация», «персонализапия».

105

Литература

1.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии. Псд соч. В 2 т. т. Т.1- М, 1974.

  1. Фромле Э. Иметь или быть / Пер. с англ.-М. Прогресс, 1989, с.29.

  2. Муканова Б.И. Педагогическое руководство формированием социальной активности подростков. Алма-Ата, 1990, с. 69.

  3. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998, с. 27.

Задания для самостоятельной работы

1) Составьте схему взаимосвязи общих и индивидуальных целей воспитания.

  1. По характеристике классного коллектива назовите основные факторы, влияющие на цели воспитания.

  2. Опишите примеры социализации личности с двух разных подходов.

Темы для рефератов

1.Развитие понятия «цель воспитания» в теории и истории педагогической мысли.

  1. Роль социализации в адаптации молодежи к деятельности.

  2. Социальная обусловленность цели воспитания в обществе.

2.3.2. Содержание воспитания

Цель: Формирование представления об основных видах воспитания и их специфике в современной школе.Задачи:

а)Раскрыть сущность понятия "содержание воспитания". Раскрыть взаимосвязь, соотношение цели, задач и содержания воспитания.

б)Дать представление о гармоническом развитии личности.

в)Ознакомить с классификацией видов воспитания.

г) Раскрыть роль самовоспитания в формировании личности и охарактеризовать его основные приемы.

План

  1. Сущность содержания воспитания. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания воспитания.

  2. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры.

  3. Виды воспитания и их специфические характеристики.

106

4. Понятие о самовоспитании, приемы самовоспитания.

Основные понятия: содержание воспитания, связь содержания воспитания с жизнью, виды воспитания, этические и национальные аспекты содержания воспитания, самовоспитание, приемы самовоспитания.

Межпредметные связи: философия, культурология, социология, социальная психология, история педагогики.

Сущность содержания воспитания. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания воспитания. В педагогической теории и практике содержание воспитания является одним из самых важных и актуальных понятий. Существующее содержание воспитания формировалось в течениемногих столетий и совершенствовалось на определенном историческом этапе в зависимости от особенностей развития общественного сознания, идейных и ценностных установок.

Естественная смена поколений во все времена требовала пристального внимания общества к системе образования, где происходит реализация важнейшейобщественной функции - воспитания, передача накопленного социального опытапредшествующих поколений последующим поколениям.

Новое осмысление содержания воспитания, личностно-ориентиро-ванный и деятельностный подход в его реализации побуждают ученых и педагогов изыскивать наиболее эффективные средства решения задач формирования личности с позиции целостного педагогического процесса.

Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу представление о том, какого собственно человека он должен формировать, что придает его деятельности осмысленность, четкую направленность, логичность.

В свою очередь, дальнейшая конкретизация цели воспитания приводит к формулированию ее задач. Знание целей и задач воспитания имеет непосредственное отношение к определению содержания воспитательной работы.

Содержание воспитания - один из показателей экономического и социального прогресса общества, ориентированный на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации. При этом обеспечивается интеграция личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Усвоение социального опыта должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, а также учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.

В теории целостного педагогического процесса особое внимание уделяется тому, что сущность педагогического процесса в полной мере согласуется с целями воспитания в современном мире формировать

107

гармонически развитую личность, способную активно участвовать в творческой созидательной деятельности общества. И не случайно основные воспитательные механизмы педагогического процесса находятся в плоскости тех отношений, которые складываются у школьников во всех характерных для них видах деятельности.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Еще К.Д.Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: "Деятельность должна быть моя, исходить из души моей". Поэтому педагогам при организации воспитательного процесса необходимо наполнять содержанием любой вид деятельности востштусмых, опираясь на внутренние мотивы деятельности детей.

Вопрос содержания воспитания неразрывно связан с программой воспитания. Содержание воспитания в конкретном образовательном учреждеьгаи определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. Программа воспитания обозначает круг основных целей и задач воспитания, раскрывает основные направления, особенности, характеристику содержания воспитания.

Стратегическим ориентиром воспитания молодежи современного общества является формирование поли культурной личности, конкуренто­способной, владеющей навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с развитым национальным самосознанием.

Эти мысли,нашли отражение в '"Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возраста" (1995 г), "Концепции государственной политики в системе образования" (1996 г.), ''Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан" (1996 г.), "Комплексной программе воспитания в организациях образования в Республике Казахстан" (2000 г.)," Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг" (2004 г.),"Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года (2004 г.)" и других документах Министерства образования и науки Республики Казахстан по организации целостного педагогического процесса школы.

Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всейсистемы современного воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикойпринципы гуманизма.

Гуманизм прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

10S

В современном понимании гуманизма больше внимания уделяется целостному, универсальному становлению человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоничное развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и эстетических способностей. Таким образом, с позиции гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободной, самостоятельной личностью, ответственной за все происходящее в мире.

Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. Понятие овсестороннем гармоническом развитии личности встречается уже в античных философских учениях, у педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Свою актуальность не теряет это понятие и в наше время. В разные исторические периоды в понятие всестороннего гармонического развития вкладывался различный смысл. Одинаковым было только стремление человека к совершенству.

Идея всестороннего совершенствования человеческой личности живет во всех народных сказках и былинах, в образах положительных героев. Представление о совершенном человеке развивается в произведениях литературы и искусства, народном творчестве.

Главная цель воспитания - формирование всесторонней гармонически развитой личности. Но следует отметить, что в любом обществе цель воспитания имеет двоякое значение, то есть существуют два педагогических идеала личности. Первый идеал является очень возвышенным, целью-идеалом, он похож на мечту, выражающую наивысшее предназначение воспитания -обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, возможности самореализации. Он служит ярким образцом, ориентиром, к которому нужнокак можно ближе подвести воспитуемых. Другой идеал достаточно реальный. Он. как правило, имеет реальное воплощение в жизни. Для воспитанников реальным идеалом могут служить яркие личности, герои своего времени, кумиры, на месте которых каждый хотел бы оказаться.

Трудности в реализации общей цели воспитания требуют пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы. Школа как социальный институт будет стремиться к созданию условий для самореализации и жизненного самоопределения всех участников педагогического процесса.

В основе реализации идеи всестороннего развития личности лежат требования закона гармоничного развития личности сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей.

В настоящее время в научно-педагогической литературе мнения педагогов о содержании воспитания не совсем однозначны. С процессами гуманизации и демократизации школы широко обсуждаются вопросы, решение

109

которых должно привести к новому качеству воспитания. Но все изыскания педагогов-исследователей вокруг проблемы содержания воспитания основываются на таких важных идеях, как:

  1. постановка реальной цели воспитания;

  2. сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе школы, семьи;

  3. культура жизненного самоопределения человека;

  4. личностная направленность воспитания. В центре внимания должен быть сам ребенок, а не выполнение программ и мероприятий;

  5. добровольное участие ребенка в воспитании с учетом интересов, склонностей ребенка;

  6. коллективистская направленность.

Сейчас воспитание рассматривается многими авторами как процесс введения личности вконтекст общечеловеческой культуры, обретение ею способности жить в условиях гармоничного единства с окружающей действительностью на основе высших ценностей.

Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом должна существовать в воспитании еще и индивидуальная цель для каждого воспитанника, своя собственная траектория развития. Ведь каждый человек оригинален, индивидуален, неповторим. У каждого человека свой внутренний мир, свои устремления, свои жизненные позиции.

Если личность есть целостное образование, то проблема формирования личности школьника решается как при изучении учебного материала, так и во внеучебной работе, где для учащихся есть простор выбора и содержания, и форм, и видов деятельности.

Более четкие позиции в стратегии воспитания определены "Комплексной программой воспитания в организациях образования Республики Казахстан".Организуя воспитание в целостном педагогическом процессе школы, учителя должны быть способны реализовать:

110

Содержание воспитания реализуется через деятельность в различных формах, что обеспечивает всестороннее развитие личности. Оно включает: формирование мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий длямногообразной деятельности школьников, внеклассной и внешкольной работы.

Виды воспитания и их специфические характеристики. Социальный опыт, общечеловеческая культура имеют большое значение в развитии, формировании и становлении личности человека. Культура в широком смысле рассматривается как комплексное выражение активно-созидательного характера человеческой деятельности. Каждому человеку,находящемуся в социуме, необходимо усвоить три основных пласта культуры таких, как материальный, духовный, соционормативный. Каждый из пластов общечеловеческой культуры представляет собой одну из сторон подготовки каждого человека.

С развитием какой-то области культуры, какого-то вида деятельности в обществе назревала необходимость подготовки подрастающего поколения к этому виду деятельности. Следовательно, организация подготовки копределенному виду деятельности и определяет вид воспитания. Например, с развитием искусства появилась необходимость эстетического воспитания. Сразвитием социально-экономических тенденций переходного периода общества к рыночной экономике, рыночных отношений появилась необходимостьэкономического воспитания подрастающего поколения. То есть все процессы в обществе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Все виды воспитания осуществляются в процессе изучения основ наук в целостном педагогическом процессе школы, а также в семье, Учащиеся на протяжении всех лет обучения и воспитания знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом. Анализ педагогической литературы показывает, что виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя такие основные виды воспитания, как умственное, нравственное, трудовое,физическое воспитание, которые берут свое начало еще в учениях философов древнего мира.

В соответствии с социально-экономическими изменениями в обществе и многообразием направлений воспитательной работы выделяют гражданское, политическое, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое воспитание, которые в той или иной мере основываются на вышеперечис­ленных основных видах воспитания.

По принадлежности к разным социальным институтам выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.

111

В зависимости от той или иной философской концепции выделяют прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое воспитание.

Вкратце остановимся на каждом виде воспитания по отдельности.

Умственное воспитание - это целенаправленное и планомерное воздействие на процесс овладения детьми системой научных знаний обобществе, природе, человеке через развитие умственных сил и способностей, освоение умственных действий.

Цель умственного воспитания- развитие умственных сил и интеллектуальных способностей детей.

В процессе вхождения личности в мир человеческой культуры актуальны базовая роль знаний, научное мировоззрение как компонент умственнойкультуры личности. При умственном воспитании развиваются познавательные интересы, логическое мышление, память, внимание, воображение, умственные способности, склонности и дарования.

Задачи умственного воспитания:

принципов производства. Умственное воспитание способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения.

В процессе умственного воспитания учителю необходимо учитывать индивидуальные различия детей. У одних детей наиболее ярко проявляются дарования в одной области, у других - в другой. Среди детей одного возраста есть и быстро работающие, и медленно работающие, с различным типом мышления, с различным типом запоминания, с различными способностями воспроизведения усвоенного теоретического материала.

Нравственное воспитание - формирование у детей устойчивыхморальных качеств и осознания ими норм и нравственных идеалов общества, общечеловеческих ценностей, востребованных обществом и необходимых для существования личности в социуме.

Цель нравственного воспитания - формирование нравственно-целостной личности, основой чего являются общечеловеческие ценности.

Задачи и содержание нравственного воспитания неразрывно связаны с такими понятиями, как мораль, этика, нравственность, нравственные понятия, суждения, чувства, культура поведения. Специфическая особенностьнравственного воспитания в том, что она связана с любым видом деятельности учащихся.

1 12

Задачи нравственного воспитания:

Нравственность является личностной характеристикой человека и объединяет такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Не случайно в творчестве великого Абая большое место занимает тема нравственности, где он обращается к совести человека, к его мудрости и призывает каждого из нас: "Будь человеком", "Береги в себе человечность".

Нравственность является также системой отношений, в которую вступает личность с другими "Я" в процессе взаимодействия. Эти отношения и ведут к усвоению нравственных норм и механизмов поведения (Н.Д. Хмель). Особенности механизма и логики усвоения личностью моральных норм и требований тесно связаны с созданием эмоциаяьно-положительного фона нравственного воспитания, оценки нравственной стороны поступков и результатов деятельности человека.

Однако полнота нравственного воспитания связана с пониманием роли законов, охраняющих нормы жизни общества.

Правовое воспитание - это формирование у детей правового сознания, знаний и умений соблюдения правовых норм общества, правовой культуры, уважения к законам.

Цель правового воспитания- введение учащихся в сложные правовые общественные отношения.

Задачи правового воспитания:■ воспитание гражданина правового государства;

Существует несколько правовых документов, защищающих права и интересы детей. Исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания в них национального самосознания и гражданственности разработаны и функционируют ''Декларация прав ребенка", Закон "О правах ребенка в Республике Казахстан",

113

"Конвенция о правах ребенка", регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка.

Жизнь в социуме требует от человека формирования необходимых качеств, присущих гражданину своего отечества. Каждый ребенок имеет право быть личностью, право на личную жизнь, право высказывать свои мысли, право быть гражданином.

Гражданское восонтанне — вооружение детей знаниями основполитической жизни общества, формирование готовности к выполнению своих гражданских обязанностей.

Гражданское воспитание предполагает формирование представлений о гражданском сознании, о конституционных, правовых позициях личности.

Основная цель гражданского воспитания- воспитание в человекенравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Задачи гражданского воспитания:

- формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности и дисциплинированности;

Ответственное отношение к окружающей среде, готовность к ее защите сегодня рассматриваются как часть нравственного воспитания.

Экологическая воспитание - формирование у детей природоохранного сознания, экологической культуры.

Цель экологического воспитания- формирование у школьников ответственного отношения к природе, окружающей среде, готовность к ее защите.

Задачи экологического воспитания:

Важным и проверенным многовековой практикой принципом формирования гармонически развитой личности является трудовое начало воспитания. Труд, являясь одним из самых важных видов деятельности

114

человека, выступает также как фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.

Трудовое воспитание - это формирование психологической готовности к трудовой деятельности, положительного отношения к труду, навыков освоения культуры и дисциплины труда.

Цель трудового воспитания- формирование у детей уважительного отношения к труду, готовности к труду, к сознательному выбору профессии.

Задачи трудового воспитания:

По воспитанию у школьников трудолюбия приведем ценные высказывания К.Д.Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его пе для счастья, а приготовлять к груду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможностьотыскать для себя труд в жизни... Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известныйобъем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

В процессе производительного труда в учебно-производственных комбинатах, бригадах, цехах учащиеся приобретают технические и технологические знания, трудовой опыт. Участие в работе кружков домоводства, художественных ремесел позволяет выявить у детей склонности и способности к различным видам деятельности.

Трудовое воспитание весьма дифференцированно осуществляется в семье. Дети широко привлекаются к самообслуживанию. Детей привлекают к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда детей и взрослых. Частью трудового воспитания выступает экономическое воспитание.

Экономическое воспитание - систематическое, целенаправленное воздействие в целях формирования у детей знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе,

115

принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Цель экономического воспитания- формирование экономического мышления и сознания, связанных с эффективной экономической деятельностью.

Задачи экономического воспитания:

Физическое воспитание - это сохранение и укрепление здоровья детей и достижение правильного физического развития.

Цель физического воспитания- знание и соблюдение основ здоровогообраза жизни, формирование навьжов самостоятельных занятий физкультурой и спортом.

Задачи физического воспитания:

- формирование санитарно-гигиенических навыков. Содержание физического воспитания учащихся вовлекает и включает

подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело человека в единстве с его интеллектом, чувствами, волей.

В настоящее время в целостном педагогическом процессе школы широко пропагандируется формирование здорового образа жизни, проводятся уроки валеологии, читаются курсы по формированию представлений оповедении в экстремальных ситуациях, во всех школах осуществляется работа психологов, медицинских работников по изучению, учету, улучшению здоровья ребенка, его психофизиологического состояния и уровня социализации.

Эстетическое воспитание - это формирование у детей потребности и умения строить жизнь по законам красоты и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

116

Цель эстетического воспитания- развитие творческих способностей детей, интереса и стремления к эстетическому освоению мира.Задачи эстетического воспитания:

- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам

красоты.

В процессе формирования эстетической культуры у школьников развивается эмоционально-чувственная отзывчивость на прекрасное и возвышенное в искусстве, в жизни, природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности. Здесь уместно вспомнить слова А.П.Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и одежда, и душа, и мысли".

Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое сознание человека.

Активное участие каждого ребенка в созданий прфасного свошн

руками достигается на практических занятиях живописью, музыкой, хореографией, в участии в творческих объединениях, студиях.

Все перечисленные направления воспитания присутствуют в целостном педагогическом процессе и тесно переплетаются между собой. Разные видывоспитания сосуществуют, взаимодополняют друг друга, взаимообусловлены в функционировании педагогического процесса. Например, связь умственного и физического воспитания выражается в том, что здоровье и обучение являются сильно взаимообусловленными понятиями. Чем крепче здоровье учащегося, тем продуктивнее и качественнее обучение.

В целостном формировании личности все направления воспитания выступают не как сумма отдельных процессов, а как органическая взаимосвязь, интеграция и целостный процесс, поскольку гармонию в ребенке можно создать только гармоничным воздействием.

Понятие о самовоспитании, приемы самовоспитания. Важнейшим элементом содержания воспитания является культура жизненпого самоопределения человека. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. На определенной стадии развития личности, ее общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели,но и цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. Начинает понимать, что становление его как личности невозможно без его собственной активности.

117

Самовоспитание-целенаправленная, сознательная систематическая,самостоятельная деятельность человека, направленная на формирование своей личности, на самоопределение, саморазвитие, самореализацию.Самовоспитание является составной частью воспитания и более значимой силой саморазвития личности.

Воспитание и самовоспитание всегда располагаются в одной педагогической плоскости и являются двумя сторонами одного процесса -процесса формирования личности. Каждый педагог обязан профессионально разбираться как в закономерностях воспитания, так и в социально-психологических механизмах самовоспитания.

В целостном педагогическом процессе потребность в самовоспитании появляется у каждого ребенка в разные возрастные периоды. Но более ярко это проявляется в подростковом периоде. Это выражается в том, что дети данного возраста находятся в постоянном поиске собственного "Я", посещают различные спортивные секции, кружки, клубы по интересам. Не случайно именно в этом возрасте начинают вести дневниковые записи, анализируют свое поведение и чувства, с интересом заполняют самостоятельносоставленные анкеты для девочек и мальчиков, колекционируют. В настоящее время во многих школах вводятся как обязательный предмет уроки самопознания, имеются школы самопознания. Следует отметить, что самовоспитание очень сложный и длительный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Самовоспитание требует большой силы воли, упорства и систематического анализа собственного "Я" человека. Школа самовоспитания требует от человека проявления немалых волевых усилий, высокой организованности, критического отношения к себе. Не зря немецкий поэт Ф.Логау писал:

"Да, бой с самим собой есть самый трудный бой,

Победа из побед - победа над самим собой".

Самовоспитание направлено на формирование духовных потребностей человека. Незаменимую роль в работе человека над собой играют книги. Книги помогают нам познакомиться с интересными людьми, общение с которымиделает нас лучше. Важнейший элемент процесса самовоспитания — развитие мотивации. Без стремления стать лучше, чище, без потребности овладеть богатством человеческих знаний, общечеловеческой культурой стать всесторонние воспитанным и образованым человеком невозможно.

В психолого-педагогической науке наиболее распространенными приемами самовоспитания являются самооценка, самоприказ, самоодобрение, самоконтроль, самокорректировка и другие.

Самовоспитание начинается с самооценки. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им системаценностей. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми,

118

и такое сравнение весьма естественно и интересно. Многие люди не замечают, сколько много интересного в себе самих.

Включаясь в систему отношений в целостном педагогическом процессе, ребенок начинает сравнивать себя с другими, анализировать и искать ответы на такие вопросы: "Почему я такой?", " Как меня воспринимают другие?", "Чего я могу добиться в жизни?" - и старается показать свои потенциальные возможности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Самооценка может быть завышенной, адекватной, заниженной.

Устойчивая и вместе с тем гибкая самооценка, которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, является более оптимальной как для развития, так и для продуктивной деятельности человека.

Самоприказ-это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом, когда он чувствует, что иначе нельзя поступать. Необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия проявляется тогда, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнить намеченный план действий. Самоприказ тесно связан с волевым процессом. Чтобы поупражняться в самоприказе человек должен давать себе команды вслух, неоднократно их повторяя, и выполнять их. В результате выполнениясамоприказа в течение приблизительно двух недель у человека вырабатывается привычка автоматически выполнять свой приказ.

Особую роль в самовоспитании человека играет самоодобрение. Каждый человек хорошо запоминает те моменты жизни, когда он добился больших успехов. Достигнутые успехи говорят человеку о его потенциальных возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в преодолении новых барьеров жизни. Во многих жизненных ситуациях целесообразно "оглянуться назад", вспомнить о своих успехах в аналогичном положении.

Самоконтроль- это осознание, оценка и регулирование человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Он служит умению сдержанно относиться к окружающим, терпимо воспринимать ихнедостатки, слабости и ошибки, быть толерантным. С помощью этого приема человек может регулировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных жизненных ситуациях. Усилениесамоконтроля достигается путем различных самоотчетов, самоанализов после проведенного дела, после трудового дня, после выполнения какой-то задачи.

Самокорректировка дает возможность корректировать свое поведение, свои недостатки, упущения, приучает изменить свое отношение к другим людям. Самокорректировка тесно связана с самокритичностью человека.

119

История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу. Самокорректировка является одним из эффективных iспособов самосовершенствования. Не зря Л.Н.Толстой говорил: "Ничто так не содействует собственному благу и благу других людей, как стремление к совершенствованию". i

Демократическая система воспитания является единственной, которая ' учит ребенка не быть орудием в руках других людей, а сознавать свои способности и силы, самостоятельно определять свое развитие. Такой результат воспитания реально может быть достигаут в условиях тесного сотрудничества педагога и растушего человека.

Именно в гармонии человека с самим собой и с окружающим его миром должно идти развитие и формирование личности, его жизненное самоопределение.

Воиросы для самоконтроля

1)Раскройте сущность содержания воспитания.

2) Как соотносится формирование личности в целостном педагогическом процессе и в самовоспитании?

  1. Как классифицируются виды воспитания?

  2. Как соотносятся воспитание и самовоспитание?

  3. Перечислите приемы самовоспитания.

Литература

1.КорчакЯ. Воспитание личности: Книгадля учителя. М, 1992. С. 51.

  1. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998. 320 с.

  2. Бейсенбаева А.А. Теория и практика гуманизации школьного образования. Алматы. ,1998.

  3. Жампеисова К.К. Формирование основ политической культуры старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы. Алматы, 1993.

  4. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М. 2000. 304 с.

  5. Психология и педагогика /Под ред. С.А. Хмелевской. 2002. 176 с.

  6. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! М., 1986.

Задания длясамостоятельной работы

1. Назовите основные виды воспитания, составьте примерные разработки воспитательных дел, посвященных одному из видов воспитания.

120

  1. Составьте схему взаимосвязи и взаимовлияния видов воспитания в целостном педагогическом процессе школы.

  2. Опишите примеры самовоспитания и самосовершенствования в истории великих людей.

  3. Выделите и проанализируйте особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания.