logo
Педагогика

Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в разви­тии теории и практики.

Цель: формирование представлений о способах научного познанияокружающей действительности, развитие научно-педагогического мышления. Задачи:

а)Обосновать понятие «метод научного исследования».

б)Показать многообразие методов научного познания окружающей действительности.

в)Раскрыть сущностьи содержание методов экспериментально- эмпирического и теоретического уровней исследований.

План

  1. Методология как философское учение о методах научного познания.

  2. Методы экспериментально-эмпирического уровня.

  3. Методы теоретического уровня.

Основные понятия: метод научного исследования, научный факт, закономерность, достоверность научной информации, система, модель.

Мсжнредметные связи: философия, психология, психофизиология, культурология, социология, экология, правоведение.

Методология как философское учение о методах научного познания. Методология, метод и теория всегда взаимосвязаны. Теория служит основой того или иного методического подхода к изучению педагогических явлений и обогащается за счет добытыхс его помощью фактов. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической научно-познавательной деятельности, путь познания данной системы. Теория познания исследует процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего его

16

содержательного основания. Методология делает акцент на методах, путях. достижения истинного и практически эффективного знания, ищет способы развития этого знания.

Критерием истинности любой теории является практическое преобразо­вание действительности. Практика всегда шире и сложнее, чем теоретические представления о ней. С другой стороны, теоретические расчеты, например,химика Д.И. Менделеева предсказали открытие новых химических элементов, неизвестных практике, так же как и открытие планеты Нептун было заранее теоретически предсказано, и лишь с появлением современных телескопов планета была увидена практически.

Современная методология науки развивается как самостоятельная область знания, на которую опираются исследования, проведенные на конкретно-научном уровне.

Методология - это учение о методах, которые следует рассматривать как определяющие характер мышления исследователя, ход развития его познавательного процесса. Методу в процессе познания придавалось большое значение еще в античной философии, где впервые была замечена взаимосвязь между исследовательским результатом и методом научного познания. В настоящее время методы познания, процесс их дальнейшего становления иразвития приближаются к уровню, требующему более точных методов познания и измерений исследуемого объекта, которые дают достоверный научный результат. Поэтому процесс развития и совершенствования методов научно-педагогического исследования выступает как важнейшая составная часть целостного развития педагогической науки.

Проблема взаимосвязи различных методов в научном исследовании приобретает особую актуальность. Одним из аспектов этой проблемы является вопрос о роли философских методов в научном познании. В основе теорети­ческого мышления исследователя обычно лежит метод материалистической диалектики, который освобождает соискателя от субъективного подхода в подборе и обьяснении научных фактов, от их односторонности, нацеливаетисследователя на исторический анализ изучаемой проблемы, поиск тенденций и закономерностей ее развития, раскрытие способов разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности. Это помогает выявить взаимосвязи различных форм знаний и реальности, обусловленные объек­тивными закономерностями, глубже понять другие диалектические методы мышления, способствующие прогрессу общественных и естественных наук.

Метод исторического материализма является универсальным для всех общественных наук и служит основанием для познания социальных, педагогических и иных закономерностей и особенностей их развития. Данные методы научного познания порой имеют решающее значение, определяют направление и судьбу всего исследования, а его принципиальные подходы к изучению объекта познания являются мировоззренческим критерием оценки полученных научных результатов и их методологической ценности.

В процессе познания выделяются частные, специальные методы исследования отдельных, конкретных наук (физики, математики, химии, языкознания и т.п.). Наряду с методами конкретных наук вьщеляются также методы, имеющие общенаучный характер, которые используются почти всеми науками: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, идеализация, измерение, эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и т.д., которые своеобразно конкретизируются в каждой отдельно взятой науке. Кроме того, широкое распространение получило разделение методов науки на эмпирические и теоретические методы научного познания. При анализе методов научно-педагогического исследования мы будем придерживаться последней классификации.

Итак, под методом исследования следует понимать достаточно сложные познавательные процедуры, которые состоят из целого ряда различных приемов исследования, фиксирующих определенный порядок осуществления познавательных операций. При этом приемы, составляющие метод, должны обеспечить феноменологическое описание исследовательских процедур, эмпирическое выделение составляющих его элементов, методическое расчленение эмпирии на единицы анализа, обеспечивающие структурно-функциональный анализ взаимосвязей изучаемых элементов в целяхсистемного понимания объекта исследования и его психолого-педагогических характеристик. Исследователю важно выделить такие формы эмпирическихпроявлений изучаемого объекта, которые явились бы адекватным отражением специфики познавательного процесса.

Методы исследования являются важной составной частью развития педагогической науки. В зависимости от уровня развития методов педаго­гического исследования идет процесс развития самой педагогической науки и педагогического знания в целом. Именно от путей и способов получения первичной информации и надежности методов исследования зависит достоверность научных результатов. Любое педагогическое исследование -это процесс добывания новых, а не подтверждение уже известных научных знаний. Это один из видов многогранной познавательной деятельности человека, направленный на истинное проникновение в суть исследуемых объектов, вещей и явлений.

Методы экспериментально-эмпирического уровня. В педагогике различают три уровня исследований: эмпирический, теоретический, методо­логический. Известна целая группа методов экспериментально-эмпирического уровня (гр.empeiria- опыт). Назначение данной группы методов - сбор фактического материала.

1. Наблюдение - это целенаправленное изучение предметов и явлений, избирательный отбор сведений, восприятие органами чувств увиденного с обработкой этой информации в сознании; получение знаний о внешних сторонах, свойствах и признаках исследуемого объекта. К наблюдению

18

относятся прежде всего сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, а также средства наблюдения - видеоаппаратура, приборы и измерительные инструменты и др.

Наличие исходной установки у наблюдателя позволяет обусловить, что наблюдать и на какие явления следует обратить особое внимание. Помимо ощущений, чувственного восприятия и представлений в наблюдении также участвует и рациональная сторона исследователя. Например, геолог-исследователь и неопытный человек глядят на один и тот же кусок породы и наблюдают разные вещи: один видит ценный минерал, другой - кусок камня. Отсюда известный афоризм о том, что ученый смотрит глазами, а видит головой. В процессе исследования различают достаточно разнообразную классификацию видов наблюдения при его оценке с разных точек зрения:

19

- наблюдение-поиск осуществляется главным образом тогда, когда исследователь ищет факты и явления, которые его интересуют, среди всех остальных. Данное наблюдение требует много времени и серьезной анализирующей работы исследователя.

В основе наблюдений лежит процедура количественных и качественных описаний, измерения педагогических явлений и фактов. Измерение есть процесс определения отношения одной измеряемой величины,характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Количественные наблюдения и измерения открывают путь к ихматематической обработке и позволяют сделать экспериментальную проверку теоретических гипотез более эффективной.

2. Педагогический эксперимент является базисным методом исследо­вания на эмпирическом этапе познания и направлен на изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем по его желанию. В условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях. Эксперимент в значительной мере позволяет изолировать изучаемые явления от иных условий и обстоятельств, изучать и наблюдать явления и факты в относительно «чистом» виде. Экспе­римент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями научного исследования. Его целью очень часто является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы, а также достижение фактуального знания и установление эмпирических законо­мерностей. Целью эксперимента является также приращение знаний, преобразование практики обучения, воспитания и развития личности учащихся.

Граница между экспериментом и другими формами практической деятельности весьма относительна, поэтому эксперимент все больше выступает и как метод познания, и как метод оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогике выделяется несколько видов эксперимента: естественный, который протекает в обычных условиях обучения и воспитания; лаборатор­ный - с выделением определенных групп учеников. Выделяют констатирую­щий - фиксирующий и показывающий исходное состояние педагогической системы изучаемого объекта; формирующий - направленный на преобразо­вание изучаемого объекта исследования, при этом исследователю важно получить изменения чего-либо или в чем-то (в знаниях, поведении и т.д.). Эксперимент предполагает проверку разработанных исследователем теоретических идей, содержания обучения, воспитания, авторских программ, методики и т.п. Эксперимент предполагает получение относительно нового исследовательского материала, это опытная проверка теоретических гипотез, он может подтвердить или опровергнуть их. Особенностью педагогическогоэксперимента является то, что исследователь работает с детьми, и он не имеет

20

права получить отрицательный результат, особенно в обучении, потому что учащиеся не должны пострадать из-за неудачной программы, составленной исследователем. Это будет нарушением правовых и моральных норм общества.

Экспериментальную работу необходимо планировать, определять ее цель, выбирать тип эксперимента и продумывать его возможные результаты. Полезно выделять факторы, которые оказывают влияние на изучаемое явление и его свойства, а также выделять те величины, которые должны контролироваться в ходе экспериментальной работы. Проведение современного эксперимента немыслимо без технических средств контроля и измерительных приборов, которые должны быть практически выверены, теоретически обоснованы и должны адекватно решать исследовательскую проблему.

3. Опросные методы. Их специфика состоит в том, что познаются и учитываются не объективные свойства элементов педагогической ситуации, а свойства взаимодействующей системы «субъект-субъект». При построениипроцедур эмпирического исследования следует исходить из того, что отражение субъектом ситуации своей деятельности существует в виде его представления о ней. При этом термин «представление» является более емким и содержательным, чем термин «знание». В понятии «представление» лучше передается специфика отражения субъектом познавательной педагогической ситуации и лучше фокусируется единство конкретно-чувственного и абстрактно-понятийного отражения. Цель опросных методов состоит в том, чтобы не исчезло единичное и личностное, без которых общее может стать абстрактным.

Можно указать следующие опросные методы:

а)Беседа. Это свободный в организации и содержании диалог, в котором между собеседниками устанавливаются нередко неформальная атмосфера и более раскрепощенные отношения. Беседа может быть организована заранее, исследователь разрабатывает ее план, выделяет интересующие его вопросы, подготавливает средства фиксации беседы (видеокассета, аудиокассета, стенография и др.), которые зачастую не располагают собеседника коткровенности. Исследователь должен обладать профессиональными знаниями и большим чувством такта, чтобы расположить собеседника к откровенному разговору.

Беседы, как правило, проводятся с разнообразным кругом собесед­ников (директор школы, его заместители, учителя, родители, учащиеся, руководители образования самого различного уровня). Их профессиональные оценки состояния и происходящих изменений в сфере образования являютсяважным дополнением к информации, полученной при помощи других методов. Помимо подготовленной беседы можно проводить также беседы экспромтом.

б)Интервью. Это разновидность беседы. Данная форма беседы позволяет зафиксировать динамику изложения испытуемым существующего

21

у него представления о своей деятельности, которая наряду с собственным высказыванием является предметом психологического анализа. При такой форме опроса на исследовательскую информацию меньше влияет априорное представление исследователя о деятельности, зафиксированной в тексте опросника. Задача исследователя состоит в поддержании рассказа испытуе­мого. Интервью требует достаточно высокой квалификации и опыта исследо­вателя. Профессионализм исследователя позволяет ему преодолеть трудности интерпретации протоколов, связанных, как правило, с их многогранностью и слабой структурированностью, а также сформулировать выводы о неверба-лизуемых составляющих когнитивного обеспечения педагогической деятельности.

Цель интервью состоит в реконструировании испытуемым видения педагогической ситуации, понимании исследователем особенностей внутренних и внешних связей опрашиваемых через их задачи и проблемы. При этом исследователю следует исходить из того, что понять общие закономерности сложной профессионально-педагогической деятельности возможно при условии понимания исследователем личностно-мотивационных, когнитивных и операциональных компонентов опрашиваемого субъекта в условиях углубленного общения с ним. При опросе большого количества профессионалов имеется возможность обобщенного понимания и выявления закономерностей развития тенденций и явлений.

Сведения, зафиксированные в протоколах, необходимо подвергнуть качественному и количественному анализу. При контент-анализе важно выявить объективные характеристики объекта деятельности опрашиваемого, трудности в его работе, проблемы, возникающие при решении образовательных задач,способов их решения. Анализ результатов интервью и их интерпретация могут проводиться по-разному, в зависимости от конкретных задач исследования.

в) Анкетирование. Это достаточно жесткая логическая структура специально подобранных познавательных вопросов и возможных вариантов ответов на них. Это делается при структуре и характере анкет с закрытыми вопросами, т.е. с заранее определенным числом вероятностных ответов, предусмотренных составителем анкеты. Вопросы в анкете принято называть открытыми, если не определяются ожидаемые варианты ответов на них. Открытые вопросы труднее подвергать статистической обработке, чем анкеты с закрытыми вопросами.

Метод анкетирования наиболее часто применяется при выявлении отношений людей друг к другу, к событиям, видам деятельности, изучении мнений и др.

4. Изучение педагогического опыта учителей, педагогов-новаторов связано с практикой обучения и воспитания подрастающего поколения. Опыт -это мастерство педагога, которое он приобрел за многие годы практическойпедагогической деятельности, это опытность учителя-практика. Очевидно, что

ТУ

эти два понятия - «опыт» и «практика» не тождественны. Практика является более широким понятием, так как в ней может быть накоплен передовой, менее содержательный и даже негативный опыт учебно-воспитательной работы учителей. Изучить педагогический опыт другого человека во всей его полно­те - достаточно непростое дело. Источниками его изучения могут быть доклады учителей, их научные статьи, методические разработки, наглядные иллюстрации, изучение банка данных педагогического опыта в памяти компьютера, присутствие на уроках, педагогических чтениях, внеклассных мероприятиях, беседа с классным руководителем, родителями и др. Изучать передовойпедагогический опыт учителей можно и нужно, но нельзя его слепо перенимать и внедрять в практику работы с учащимися. На него можно лишь опереться с учетом индивидуальности исследователя, осуществляющего учебно-воспитательную работу в школе.

5.Врачебно-педагогическое обследование как эмпирический метод очень часто связано с комплексной разработкой методико-педагогической карты, которая приметается индивидуально по отношению к учащимся, с иходновременным обследованием специалистами различных научных профилей. В процессе обследования происходит изучение биографий, психолого-иедагогических характеристик учащихся, их успеваемости, генезиса развития личности, характера перенесенных заболеваний, их врожденных аномалий, изучаются состояние здоровья детей, их родителей, особенности протекания познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и др.).

На основе содержательно-смыслового анализа исследователем данных карт, вербализации и осмотра детей могут быть выявлены индивидуально-своеобразные способы выполнения ими учебной деятельности и адаптации к учебно-воспитательному процессу. Анализ медико-педагогических карт обследования необходимо проводить с учетом выявления внутрииндиви-дуальных и межиндивидуальных различий детей. Обобщая их, можно переходить к разработке путей и способов совершенствования процессов обучения, воспитания и развития конкретных учащихся. Сквозь одну и ту же концептуально-методическую призму, выраженную в медико-педагогической карте, можно выявить как индивидуальный, так и коллективный поиск решения социализации личности с опорой на достижения педагогики и психологии в условиях криминогенного общения современных школьников. Это позволитглубже понять интеллектуально-познавательные и коммуникативно-личностные аспекты организации конструктивной и практически полезной деятельности учащихся в условиях их формального и неформального общения. Задачаисследователя состоит в разработке количественных, и качественных процедур анализа, которые позволили бы дифференцировать эмпирический материалкак развивающиеся во времени компоненты целостной структуры исследования.

6.Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся является методом, который дает исследователю представление об интеллектуально-индивидуальных особенностях и способностях учащихся.

23

7. Изучение источников и педагогической документации показывает состояние и тенденции развития основных направлений функционирования образовательной системы. Наиболее важными источниками являются учебные планы, программы, учебники, учебно-методические пособия, поурочные планы учителей, программы или планы учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, классные журналы, отчеты учителей - все то, где фиксируется содержательный компонент обучения,воспитания и развития учащихся. Для оценки результатов деятельности школы важно также изучить характер тестов, экзаменов, контрольных работ, сочинений, эссе, проектов, рисунков, поделок и др. Это позволит исследователю с достаточной степенью достоверности определить реальнуюкартину практической деятельности школы, попытаться установить причинные связи, выявить зависимости и комплексный характер этих и других факторов, влияющих на развитие личности школьников.

Данные и некоторые другие методы исследования направлены на получение первичной эмпирической информации, которую необходимо проанализировать и интерпретировать в системе парадигмальных понятий и методологических особенностей построения концептуальной схемы исследования. Исследование - это во многом мыслительный, концептуально-личностный и практический процесс решения какой-то проблемы. Однако ее нельзя решить с использованием только методов эмпирического уровня. Исследователю необходимо перейти от конкретных научных фактов к их теоретическим обобщениям. Лишь в этом случае они могут стать основанием и войти в педагогическую науку как доказательства при построении теории исследуемого вопроса.

Методы теоретического уровня. Второй уровень научного познания -теоретический помогает исследователю выявить причинно-следственные зависимости между исследовательскими методами и ожидаемыми научнымирезультатами, установить педагогические закономерности в процессе перехода от эмпирических фактов к теоретическим обобщениям.

1. Изучение литературных источников является составной и неотъем­лемой частью исследования. Это предварительный этап любой научной деятельности. Исследователю необходимо изучить литературу по разрабаты­ваемой им тематике и выявить, что же сделано в этой области до него, с тем, чтобы ясно понять по издательским материалам прошлое и современное состояние вопроса и все то, что имеет отношение к изучаемой им проблематике.

Знание литературы по разрабатываемой проблеме является одним из условий культуры исследователя, его научной добросовестности и ценности будущих результатов. Исследователь, стремящийся к познанию состояния и развития исследуемой научной области, должен решить сложную проблему

24

отбора соответствующей литературы из обилия разных педагогических направлений, позиций, научных школ, отечественных и зарубежных публикаций, материалов конференций и семинаров, вычленить то общее, что характерно для многих авторов и что определяет современные тенденция в образовательном процессе.

Изучение литературы обычно сопровождается ее анализом, контент-анализом, сопоставлением, сравнением, вычленением наиболее характерных научных подходов и играет огромную роль в познании окружающей действительности. Методика изучения литературных источников, как правило, обусловлена конкретными целями и задачами исследования на том или ином этапе научного познания и включает поиск необходимой литературы и предварительный анализ литературного материала, изучение данной литера­туры, включая технику ее чтения и записи, систематизацию и использованиелитературы с составлением собственной картотеки по тематическому признаку. Методы теоретического уровня приведены ниже.

  1. Анализ и синтез. Выделяются такие виды анализа, как механическое расчленение эмпирического материала, определение форм взаимодействия элементов в составе целого, раскрытие структуры знания, выявление характеристики и динамики изучаемого объекта и др. Анализ может носить элементарный характер, когда не выявляются отношения элементов друг к другу и к исходной системе в целом, а также реляционно-логический характер, когда вышеназванный анализ имеет место. В ходе анализа можно синтезировать полученные результаты в виде программ, схем, планов, систем и т.п. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, причем термин «анализ» частоупотребляют для рассмотрения процесса исследования в целом. Можно также проанализировать и сопоставить данные на входе в систему с соответст­вующими результатами на выходе из нее.

  2. Абстрагирование, в котором выделяются очень часто два вида: обобщение и изолирование. Обобщение - это когда у многих однородных предметов или явлений выделяются общие, одинаковые признаки. Изолирование - это процесс изучения одного предмета или явления и выделения для анализа одного, нужного исследователю свойства или качества.

OrhoU нз разновидностей абстрагирования является идеализация, которая может рассматриваться как относительно самостоятельный прием научного познания. В процессе идеализации у исследователя происходит мысленное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в его содержание вновь образуемых понятий и их признаков, которые практически нельзя реализовать в действительности. Идеальный объект теоретически помогает исследователю при изучении и отражении в его сознании реальных объектов, особенно материальных. В педагогических

25

исследованиях рассматривают так называемый мысленный эксперимент, который в собственном смысле этого слова можно назвать лишь условно, так как эксперимент — это опыт, практика, а не теоретические, мысленные рассуждения исследователя о порядке операций в реальном эксперименте. С другой стороны, если у исследователя развито воображение, он хорошо владеет теорией вопроса и знает правила логики, то он, безусловно, наедине с собой может оперировать не реальными предметами и условиями их существования, а их чувственными образами или теоретическими моделями и заниматься их теоретической интерпретацией. Но это уже не практика и не эмпирический метод исследования.

  1. Индуктивные и дедуктивные методы умозаключения; с их помощью обобщаются эмпирические данные и соответственно выводятся логические следствия от частного к общему и, наоборот, от общего к частному.

  2. Метод аналогии основан на выявлении общности предметов или явлений, которые имеют место в процессах различной природы.

  3. Метод моделирования теоретически возможной ситуации, явлений или предметов. Моделирование - это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект является оригиналом, а второй -его моделью. Последняя изучается исследователем, а полученные знания переносятся на оригинал на основании аналогий и теории подобия. Модель и метод моделирования применяются тогда, когда трудно или невозможно изучать оригинал, а также тогда, когда изучение оригинала связано с большимиматериальными затратами. Между моделью и оригиналом должно быть какое-то известное сходство, отношение подобия в виде физического сходства. Такое сходство позволяет переносить ту информацию, которую получаетисследователь при изучении модели, на оригинал, а для переноса использовать различные формы аналогий, анализа и синтеза. Модель должна иметь ту же физическую природу, что и оригинал (модель, которая полностью воспроизводит оригинал, перестает быть моделью). Модель всегда должна отличаться от оригинала простотой и доступностью изучения и в то же время сохранять основные характеристики и параметры и модели, и оригинала. Модель как аналог обычно служит для изучения, хранения и расширения знаний об оригинале, его совершенствовании, преобразовании и управлении им.

Моделирование может быть логическим, физическим, математическим, предметным, знаковым. Выбор характера модели нередко зависит от сложности изучаемого объекта познания.

7.Метод прогнозирования применяется для показа развития динамики педагогической системы или системы образования без вмешательства исследователя. Нужны высокие уровень и степень абстракции мышления исследователя, чтобы добытые им конкретные научные факты перенести в

26

плоскость языка чисел, таблиц, графиков, схем, диаграмм, формул, понятий, законов. Все это теоретически глубоко осмысливается на сегодня с тем, чтобы понять закономерности и тенденции развития образовательной системы на обозримое будущее.

Гипотеза как форма и метод теоретического исследования (гипотетико-дедуктивный метод). Гипотеза - это сложный, комплексный метод и форма познания, направленные на установление законов, принципов и теорий.

Метод гипотезы имеет ряд структурных образований: а) ознакомление с эмпирическим материалом, который подлежит теоретическому объяснению; б) выдвижение догадки или обоснованного предположения о причинах и закономерностях тех или иных явлений; в) научная оценка серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятностной инадежной; г) раскрытие выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых последствий; д) эмпирическое подт­верждение или опровержение в результате экспериментальной проверки следствий гипотезы, которые, кстати, не гарантируют ее истинности и не свидетельствуют о ее ложности в целом. Статус получает лучшая по резуль­татам проверки гипотеза, от которой требуется максимально объяснительная и предсказательная сила научного обоснования. Такая сила обычно создается творческим потенциалом исследователя, его личностью, ценность качеств которой проявляется в ее духовно-практической деятельности.

8. Математические и статистические методы помогают выявлению количественных зависимостей между педагогическими явлениями и их качественными изменениями. Они служат для обработки исследуемой совокупности, расчета показателей связи, влияний, выявления зависимостей, определения уровней распределения показателей вариации, установления ошибки средней арифметической и ее величин, а также подсчета степеней рассеивания этих величин (дисперсия), среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации, корреляции и др.

В педагогических исследованиях наиболее распространенным является метод регистрации, используемый для выявления и подсчета тех или иных качеств испытуемых. Регистрация используется обычно для чего-то или измерения какого-либо явления, в котором есть данный признак или его нет. Надо однозначно определить объект с данным признаком и отличить его отобъекта, в котором нет данного признака. Кроме того, нужны хотя бы условные критерии, какого, например, ученика считать дисциплинированным или недисциплинированным, эгоистом или альтруистом, успевающим или неуспевающим и т.д.

Метод ранжирования применяют для определения нарастания или убывания фактов, явлений, качеств, свойств. Этот вид измерения основан на операции упорядочивания, т.е. изучаемые объекты или явления располагаются в порядке увеличения или уменьшения величины определенного признака.

27

Метод шкалирования дает возможность количественного анализа цифровых показателей. Метод определения средних величин служит для анализа среднеарифметических показателей, оценок, результатов и распределения их ло рангу, корреляции рангов, вычисления коэффициентов взаимной сопря­женности и др., которые требуют специальной подготовки исследователя в области математической статистики и теории вероятностей.

Данная группа методов теоретического уровня направлена на глубокий анализ эмпирических фактов и их влияния на построение теории, раскрытия в ней закономерностей, объяснения внешних фактов и факторов их внутренним содержанием. Если эмпирические методы предполагают исследование объекта на уровне «явления» как философской категории, то теоретические - на уровне «сущности». При этом оба метода выступают как научные ступени познания объекта, где явление есть форма проявления сущности, а сущностьраскрывается только в явлении. Они взаимосвязаны, но не тождественны друг другу. Явления более динамичны и. подвижны, чем сущность. Теоретическое познание сущности исследуемого объекта помогает чаще всего раскрыть законы его развития. Теоретические и эмпирические методы исследования как уровни научного познания диалектически взаимосвязаны и один без другого не существуют и не развиваются.

Третий уровень научного познания - это методологический. На базе теоретического и эмпирического уровней познания выводятся и формули­руются иные научные принципы и открываются новые методы научно-педагогического исследования; строится фундаментальная методологическая теория познавательной деятельности. Вышеназванные методы научно-педагогического исследования можно представить в иллюстрированном виде (рис. 1.).

Следует отметить, что вышеприведенные методы научно-педагоги­ческого исследования не исчерпывают всех средств познавательной деятельности.