2.16. Педагогические технологии
Цель: формирование знаний об особенностях, видах, функциях педагогических технологий.Задачи:
а)Раскрыть сущность педагогических технологий.
б)Ознакомить с особенностями и видами традиционных и современных педагогических технологий.
в)Раскрыть функции педагогических технологий.
г)Сформировать представление о методологической основе педагоги ческих технологий.
295
План
Понятие о технологии. Соотношение понятий "теория", "методы", "'методика", "технология обучения", "педагогическая технология".
Виды педагогических технологий.
Традиционная технология обучения.
Функции педагогических технологий.
Теория целостного педагогического процесса как методологическая основа использования педагогических технологий.
Основные понятия: теория, методы, методика, технология обучения, педагогические технологии, педагогический процесс, виды технологий, урок, мониторинг.
Межпредметные связи: философия, социология, кибернетика, психология, история педагогики, этнопедагогика, частные методики.
Понятие о технологии. Соотношение понятий "теория", "методы". "методика", "технология обучения**,"педагогическая технология". Понятие технологии является одним из основнык общенаучных понятий нашего столетия. С философской точки зрения технология рассматривается в контексте соотношения теории и практики. Различаясь по сути, теория и практика всегда тесно взаимосвязаны между собой. Говоря о характере этого взаимодействия, К.Поппер указывал на недопустимость разрушения единства теории и практики. Как доказывают философы, теория ориентирована на удовлетворениепотребностей людей, служит практике, из которой она порождается, направляя ход практики, воздействует на ход практических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками. Отсутствие конкретно-прикладных теорий и технологий одна из главных причин отрыва теории от практики. В связи с этим в настоящее время и в педагогической науке возрос интерес к технологическим подходам. Попытки использования современных педагогических технологий в целях повышениякачества подготовки подрастающего поколения к освоению социального опыта вызваны стремлением большинства педагогов, учителей-практиков организовать обучение и воспитание более процессуально, более системно, более эффективно.
Разнообразие подходов к определению понятия "педагогическая технология'1, многочисленность их разновидностей, концептуальных основ и характеристик вызывают необходимость как в теоретическом, так и в практическом плане сосредоточить внимание на анализе сущности этого феномена.
Для ясности изложения остановимся вкратце на этимологии понятия "технология", которое вошло и прочно утвердилось не только в производственной сфере, но и в педагогической теории и практике. Слово технология в переводе с греческого языка (techne - искусство, мастерство +logos -учение) означает
296
а)совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;
б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.
В единстве двух корней образуется слово, означающее учение или науку о мастерстве, совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
В 40-50-е годы, когда началось внедрение в учебный процесс технических средств обучения, появился термин "технология образования", который в последующие годы модифицировался в "педагогические технологии". В середине 50-60-х годов это понятие широко обсуждалось на страницахпедагогических журналов в стране и за рубежом, в материалах международных конференций, где были определены два направления его толкования. Первое направление было связано с техническими средствами обучения, а второенаправление обозначено как "технология обучения". В 60-е годы оформляется технологический подход к обучению. Его становление тесно связано с программированным обучением, основоположником которого является американский психолог Б.Скиннер, предложивший повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Сущность идеи программированного обучения состоит в повышении знаний о специфике процесса учения, о ее закономерностях. В 70-е годы возникла "информационная технология обучения", под которой понимается структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Немного позже в сфере высшегообразования одной из перспективных систем подготовки специалистов явились технологии дистанционного обучения, представляющие собой сложный комплекс аппаратных, протраммных, методических средств. В 80-е годывследствие развития техники и компьютерных систем понятия "педагогическая технология" и "технология обучения" все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
В век наукоемких технологий невозможно не согласиться с необходимостью перехода на технологизацию образования, так как именно через нее осуществляются индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, дифференциация образования, гуманизация и демократизация всей образовательной системы. Технологизация педагогического процесса в современной педагогической науке связана с поиском таких подходов, которые могли бы перевести обучение и воспитание на субъектную основу с установкой на саморазвитие и самореализацию личности обучающих и
297
обучаемых. В связи с этим не только перед школой, но и перед обществом встают главные вопросы жизни: какие есть образцы, чтобы поучиться, чтобы свериться и найти правильный путь воспитания и обучения подрастающего поколения в сложных социально-экономических условиях. На такие вопросы пытаются дать ответы педагогические технологии, появившиеся как результат многолетних педагогических поисков творчески работающих учителей, методистов, психологов и педагогов. Педагогические технологии вращаются вокруг одного центра. Этот центр - ребенок, и нацелены они на развитие целостной творческой личности, а также проникнуты духом гуманизма и уважительного отношения к нему.
В настоящее время многие исследователи глубоко заинтересованы новыми педагогическими технологиями и считают, что технологический подход к образованию значительно эффективнее традиционного. В связи с тем что термины "образовательная технология", '"педагогическая технология" являются сравнительно новыми, лишь начинающими входить в научный оборот понятиями, различные исследователи трактуют их по-разному. Вопросами формулировки данного понятия занимались Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, С.Сполдинг, В.В. Сериков, В.М.Монахов, М.В.Кларин, И.Я.Лернср, П.И.Пидкасистый, В.В.Гузеев, Н.Д.Хмель, Г.Т.Хайруллин и другие ученые-исследователи. Приведем несколько примеров определений этого понятия.
В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1].
В.М.Монахов дает несколько другую формулировку этому понятию. "Педагогическая технология, - пишет он - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Объясняя задачи технологии, он пишет: "Ведущим принципом в проектировании педагогической технологии должна быть активность самого учащегося. Главное здесь - наличие сформулированной внутренней мотивировки желания и умения приобретать знание" [2].
П.И.Пидкасистый считает, что существенными чертами технологии обучения являются "воспроизводимость обучающего цикла, то есть возможность его повторения любым учителем" и "обратная связь, объективный контроль знаний". Технология обучения понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработки оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками (П.И. Пидкасистый).
Технология - это правила организации деятельности и выбора средств ее осуществления (В.В.Гузеев) . Отмечая отличие современных технологий
298
от прежних, В.Гузеев пишет: "Раньше можно было создать один инструментарий и применять его годами в схожих условиях. Теперь отрицается само существование схожих условий" [3] -
Педагогическая технология - это проект (алгоритм) организации и осуществления педагогического процесса (Г.Т.Хайруллин) [4].
Анализ различных подходов к определению педагогических технологий показывает, что многие из них даны в обобщенном виде, разрабатываются относительно отдельных сторон деятельности педагога, не рассматривают целостное формирование личности детей.
Новое направление в изучении педагогических технологий связано с приоритетом развития человеческой индивидуальности, установкой на самоактуализацию личности, поощрение неповторимости человека. Каждый ученик волен выбирать собственную траекторию движения по учебному материалу, по усвоению социального опыта, отвечающему его целям, потребностям и интересам.
С этой позиции наиболее приемлемым является определение, данное Н.Д.Хмель: педагогические технологии - комплекс последовательных действий перевода теоретических знаний в практическую реализацию функционирования целостного педагогического процесса, обеспечивающую возможность саморазвития личности педагогов и учащихся, результаты воплощения которой можно измерить поэтапно и видеть динамику развития как личности, так иколлектива [5].
Действительно, педагогические технологии должны быть нацелены на раннее обнаружение и прогнозирование тенденции развития каждого ученика. По результатам диагностики проектируется процесс на каждом отрезке педагогического процесса. Таким образом, получение информации обратной связи становится непрерывным процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием. Этот процесс в науке получил названиемониторинга, что в переводе с английского языка означает "непрерывное отслеживание".Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и учащихся необходимой информацией через непрерывное и длительное наблюдение педагогического процесса и управление им.
В настоящее время применение в педагогической лексике термина "педагогическая технология" требует основательного изучения, осмысления некоторых исходных понятий, так как часто встречаются разночтения в понимании таких понятий, как теория, методы, методика, технология, педагогическая технология. На практике иногда понятие технологии используется как синоним понятий "методика" или "форма" организации обучения. А так как большинство педагогических технологий основываютсяна процессе обучения, целесообразно вкратце остановиться на конкретизации названных понятий именно с этой позиции.
В самом общем виде теория рассматривается как система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо
299
относительно однородное, целостное явление или совокупность его элементов, функций.
Как известно, теория сама по себе ничего изменить не может, а выступает в качестве регулятора практических действий человека, становится материальной лишь тогда, когда воспринимается сознанием людей, которые должны употребить практическую силу и энергию, воплощающую теорию вреальную действительность. Следовательно, теория представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области, выражает глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.
Теория обучения - составная часть педагогики, исследующая законы и закономерности процесса обучения, раскрывающая задачи и содержаниеобучения, характеризующая принципы, методы и формы организации обучения. Теория обучения в педагогике используется как синоним понятия "дидактика". Фундаментальную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский [6].
Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теорий. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику.
Методв самом широком смысле определяется как путь к чему-то, способ деятельности субъекта в любой ее форме. Любой научный методразрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Главная функция метода - регуляция и ориентация деятельности.
Методы обучения в педагогике определяются как способы организации совместной деятельности участников педагогического процесса [см. 2.12.].
Понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятельности человека.
Методика обучения - это система научно обоснованных методов, правил, приемов обучения предмету, она является приложением теории обучения. Например, методика формирования понятия "интеграл" разрабатывается с учетом требований теории формирования математических понятий и специфики самого понятия "интеграл". Таким образом, цель методик заключается в переводе теоретических положений в плоскость конкретных явлений.
В отличие от теории, методов и методик технологии обучения призваны организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями обучающихся.
Поэтому технология обучения - это инструментарий достижения диагностически поставленных целей обучения, систематическое и
300
последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
По мнению Г.Й. Саранцева, теория обучения предметувыявляет закономерности функционирования методической системы обучения этомупредмету, методика строит их приложения, а технология разрабатывает способы реализации модели этой системы. При таком подходе роль технологий сводится к диагностированию целей и выявлению условий (методов, форм. средств, зависимостей), то есть к проектированию процесса, осуществление которого позволит достичь намеченных целей. Таким образом, технологияне отменяет теорию и методику, она основывается на них, и ее эффективность зависит от уровня их развития.
Педагогическая технология рассматривается как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами, и предполагает активную деятельность участниковпедагогического процесса во всех ее многообразных проявлениях. Ключевым звеном любой педагогической технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения.
Сравнение определений показывает автономность понятий теории, метода, методики, технологии обучения, педагогической технологии и в то же время их взаимосвязь, взаимодополнение для характеристики процесса обучения.
В технологиях более представлены процессуальный, количественный и расчетный компоненты. В методиках целевая, содержательная, качественнаяи вариативно-ориентировочная стороны. Педагогическая технология отличается от методик обучения своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов (А.М.Кушнир) [7].
Методика обучениявключает разнообразные методы обучения и воспитания, но не выстраивает их в определенную логическую цепочку. А технология всегда предполагает определенный алгоритм, логику, последовательность приемов.
Для традиционной методики характерно обобщенное, размытое и неопределенное описание целей обучения, выраженное требованиями программ, при смутном представлении о реальном состоянии обучаемых.
Другими словами, можно сказать, что педагогические технологии являются средством развития личности обучаемых и отражают сущностные характеристики педагогического процесса.
Научно обоснованная технология является проекцией теории и методов обучения на деятельность педагога и учащихся. На уровне теории достаточно описать метод обучения, на уровне же технологии необходимо раскрыть все его компоненты. Технология шире, чем методика. Методика основана на элементах использования образовательных технологий. Педагогическая технология нацелена на обучение, воспитание, развитие, самореализацию,
301
самоактуализацию участников педагогического процесса через субъект-субъектное взаимодействие. Методика обучения опирается на эмпирический опыт педагога, она ближе к его мастерству, его артистизму. Технология является "каркасом", а методика - ее "оболочкой".
В этом плане представляет интерес мнение В.Зайцева: "Педагогическая технология — это не то же самое, что методика. Это понятие более широкое". Он считает, что педагогическая технология имеет 4 составляющие: оценку результирующего признака, диагностику (как выделение главного фактора), методику (построенную с учетом результатов диагностики) и средства интенсификации обучения.
Виды педагогических технологий. На сегодняшний день в теории и практике работы образовательных учреждений используется множество вариантов различных педагогических технологий. Обширный арсенал имеющихся технологий требовал определенной систематизации и классификации. Этой проблемой занимались А.Я.Савельев, В.Безрукова, Г.Ю.Ксензова, Г.К.Селевко, В.В.Юдин и другие.
Технологии, имеющиеся в настоящее время, подразделяются на два больших вида: промышленные (производственные) и социальные, которые подразделяются на подсистемы, группирующиеся по своим целевым ориен-тациям. Промышленные технологии связаны с производством и переработкой материала с заранее заданными параметрами. А объектом социальных технологий является человек. Для наглядного восприятия виды технологий и их подсистемы схематично можно представить, как показано на рисунке (рис. 1).
В настоящее время для ясности выделяют макротехнологии и микротехнологии. К макротехнологиям многие авторы относят технологии коллективной творческой деятельности, сотрудничества, развивающего обучения, технологию реализации целостного педагогического процесса и др., которые определяют развитие и стратегию педагогического процесса. К микротехнологиям, рассматривающимся как конкретные приемы, тактика педагогического взаимодействия, причисляют игровые технологии, технологии проведения диспутов, пресс-конференций и др.
Одновременно некоторыми учеными (Д.Г.Левитес и др.) предлагается деление педагогических технологий обучения на предметно-ориентированные и личностно ориентированные [8].
В.С.Безрукова [9] классифицирует все известные педагогические технологии наследующие четыре группы по идеям, лежащим в основе их создания:
1) технологии жесткого управления познавательным процессом (технология модульного обучения, технологии В.Ф.Шаталова, П.М.Эрдниева, проблемного обучения М.И.Махмутова, обучения по Л.В.Занкову, по В.В.Давыдову, Д.Б.Эльконину, информационные технологии на базе ЭВМ, "таксономия целей'' Блума, "школы завтрашнего дня" Д.Ховарда и др.);
302
технологии, руководствующиеся идеей "свободного воспитания" (гуманно-личностное обучение Ш.А.Амонашвили, вальдорфская педагогика, "школа Л.Н.Толстого", "семейная школа" и др.);
технологии, которые формировались на "теории отмирания школы" (на Западе как идея "дескулизации школы"), то есть в основе которых лежат идеи критики школы с ее нормированием и формализацией содержания обучения, режима дня и года, властью преподавателя и директора и т.д. (концентрированное обучение, погружение, парковая технология, дистанционное обучение, школа диалога культур, технология артпедагогики и др.);
группы технологий, в основе которых лежат идеи невропсихического воздействия на личность в целях высвобождения ее потенциальныхпознавательных возможностей (суггестия, обучение во сне, обучение на основе биоритмологии, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и др.).
гкхнологии
Производственные технологам
Социально-личностные технологии
Педагогические Социальные
| ■ | ■ |
|
| 1 |
|
Промышленные технологии |
| Сельскохозяйс г не н-ные технологии | ||||
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||
Отраслевые технологии |
| |||||
■ |
|
| ||||
Ожидаемые результаты: продукты материального труда улучшенного качества |
Социально-педагогические
Ожидаемые результаты; преобразование общества
Психо-ло1о-недаго-гкческие
Ожидаемые результаты: преобразование личности
Виды технологий (Н.Д. Хмель)
Г.К.Селевко [10] представляет своеобразную классификацию педагогических технологий:
а)Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина и др.).
б)Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения
303
на основе опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.).
в)Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, Инге Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опере жающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Ривин, В.К.Дьяченко); компьютерные (информационные) технологии и
др.).
г)Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева, технология "Диалог культур" В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова и др.).
д)Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру, технология саморазвития М.Монтессори и др.
е)Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.
ж)Комплексные технологии: школа самоопределения А.М.Тубельского, "Русская школа" И.Ф.Гончарова, "Школа для всех" ЕА.Ямбурга, "Школа- парк " М.Балабана и др.
Анализируя все вышеизложенные определения и различные трактовки педагогических технологий, можно сделать краткий вывод о том, что отличительными чертами всех этих технологий являются:
четкая фиксация целей, микроцелей обучения;
направленность на успех результатов;
пошаговая структура деятельности субъектов обучения и воспитания;
оценка промежуточных и конечных результатов, мониторинг;
переносимость и повторяемость опыта.
Таким образом, приведенный обзор подходов к классификации имеющихся технологий не является чем-то застывшим, а служит основой для ориентира в многообразии современных технологий и имеет тенденцию к расширению, обогащению, разветвлению.
Традиционная технология обучения.Традиционная технология обучения подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся вXVIIвеке и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Концептуальную основу традиционной технологии обучения составляют принципы педагогики, сформулированные ещеЯЛ. Коменским [6]: научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность, прочность, сознательность, наглядность, связь теории с
304
практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Классно-урочная система возникла в связи с необходимостью совершенствования организации процесса обучения и воспитания.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: стабильный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности; работа класса по единому годовому плану и программе;урок как основная единица занятий; каждый урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем жематериалом; постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя и т.д.
Обучение - это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. В состав этого целостногопроцесса включаются цели, содержание, методы и средства. Цели обучения -подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те илииные составляющие. По характеру цели традиционное обучение представляет собой воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию целитрадиционного обучения ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
В современной массовой школе цели несколько видоизменились -исключена идеологизация, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти, оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран* обшей ролью научно-технического прогресса и по сей день является технократическим.
Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении. Методытрадиционной технологии обучения можно свести к следующим двум группам;
Объяснительно-иллюстративные методы (лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсии и т.д.): учитель объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал.
Репродуктивный метод: учитель составляет задания по воспроизводству знаний, способов деятельности, решению задач, воспроизводству опытов; обучаемый активно воспроизводит учебный материал (отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.), тем самым формируя "знания-копии".
К преимуществам традиционной технологии обучения можно отнести: систематический характер; упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала; организационную четкость; постоянное эмоциональное
305
воздействие личности учителя на учащихся; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательными сторонами этой технологии являются: шаблонное построение, однообразие; нерациональное распределение времени урока; изоляция учащихся от общения друг с другом; отсутствие самостоятельности, пассивность (или видимая активность) учащихся; слабаяречевая деятельность учащихся; усредненный подход к учащимся, отсутствие индивидуального обучения; слабая обратная связь. На таких урокахобеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что недостаточно создаются необходимые условия для развития познавательной активности и самостоя-тельности учащихся.
Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в российской педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.
Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом. Так, в конце XIXвека в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся.
Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей - священника А.Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности, его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом (дальтон-план, бригадно-лабораторная форма организации обучения, метод проектов).
С созданием первых университетов появилась лекционно-семинарская система. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
Урок как основная форма обучения может быть дополнен другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них
306
развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия). Другие заимствованы из лекционно-семинарской системы, используемой в вузах, они адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Учет и переосмысление прошлого педагогического опыта и синтез современных поисков - перспективный путь развития и использования современных педагогических технологий.
В настоящее время общество не может удовлетвориться преимущественно исполнительской деятельностью своих членов, оно призывает каждого выпускника школы и вуза принять на себя ответственность за будущее, быть мобильным, конкурентоспособным, активным к позитивной предприимчивости в условиях разнообразных моделей и концепций обучения и воспитания. Поэтому педагогические технологии рассматривают ребенка как уникальную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открытости для восприятия нового опыта. В этом отношении особенно ярко выражается отличие педагогических технологий от традиционной системы обучения.
Функции педагогических технологий.Многочисленные научно-педагогические труды и исследования показывают, что значительно повысилась роль учителя в формировании личности и способов деягельности подрастающего человека, в связи с чем необходимо изучить обширный арсенал рождающихся педагогических технологий, ознакомиться с ценными идеями, ориентированными на раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка.
Для полноты представления о педагогических технологиях предлагаем рассмотреть их возможные функции, предложенные С.С.Кашлевым, с некоторыми дополнениями[И]:
1) Организационно-деятельностная функция педагогических технологий предполагает:
организацию деятельности педагога, определение того, чем должен конкретно заниматься педагог на каждом отрезке педагогического процесса;
организацию педагогом деятельности ребенка, конкретизацию того, что будет делать каждый ребенок на данном отрезке педагогического процесса;
взаимоорганизацию педагогом и ребенком совместной деятельности;
организацию ребенком своей деятельности, развитие собственной активности ребенка.
2)Проектировочная (прогностическая) функцияпедагогических технологий отражает:
- диагностирование реального состояния педагогического процесса;
- предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов;
307
моделирование педагогического взаимодействия;
прогноз уровня развития ребенка и педагога в процессе реализации педагогической технологии.
3) Коммуникативная функцияпедагогических технологий предполагает:
- развитие коммуникативных способностей и учителя, и ученика;
обмен информацией между учителем и учеником, участниками педагогического процесса;
создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника;
создание условий для интерактивного общения между детьми;
коммуникативную деятельность педагогов и родителей.
4") Рефлексивная функцияпедагогических технологий обеспечивает:
осознание педагогом и ребенком своего личностного роста;
оценку объективности результата педагогического взаимодействия;
осмысление и освоение опыта взаимодействия;
самооценку, самоанализ деятельности участников педагогического процесса;
фиксирование состояния и причин развития.
5) Развивающая функцияпедагогических технологий заключается в:
создании необходимых условий для развития ребенка и педагога;
обеспечении средствами саморазвития учителя и учащихся;
развитии потенциальных возможностей каждого ребенка;
развитии профессиональных умений педагога.
В целом основная функция педагогической технологии как системного средства преобразования деятельности участников педагогического процесса состоит в повышении качества функционирования педагогического процесса, в успешном решении задач развития личности.
Теория целостного педагогического процесса как методологическая основа использования педагогических технологий. Любая педагогическая технология разрабатывается на основе какой-либо методологической, философской теории. Современные педагогическиетехнологии в большинстве своем отражают гуманистическую направленность, что выражается в позитивном принятии личности учащихся как высшей ценности, в доверии, равенстве позиций во взаимодействии.
Подчеркивая важность педагогически правильно сконструированной технологии, Н.Н.Хан [ 12] отмечает:"... педагогическая технология должна быть связана с соответствующей концепцией педагогического процесса; представлять один из его уровней (технологический); технология предназначена для реализации учебно-воспитательного процесса, его сущностных характеристик, т.е. является его инструментарием; структура технологии обучения может быть адекватной проекту (оригиналу) учебного процесса, т.е. связанной с организацией и реализацией совместной деятельности ее участников; педагогическая технология предполагает овладение
308
инструментарием и учителем, и учащимися; педагогически правильно сконструированная технология повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, творческую активность педагогов и учащихся".
Из определения педагогического процесса вытекает необходимость единства учебной и внеучебной сфер педагогического процесса, участие в которых для школьников есть условие становления личности. Сотрудничество с другими людьми для школьника есть условие быстрейшего овладения способами разных видов деятельности, формирование личности как совокупности всех общественных отношений.
Педагогический процесс состоит из подсистем ("педагоги-учащиеся, "учащиеся-учащиеся", "учитель-предметник - учащиеся" и т.д.). Однако целостность предполагает тесное взаимодействие всех подсистем. По мнению Н.Д.Хмель [6], педагогический процесс "может проявляться как целое, еслиесть специально организованная деятельность как взаимодействие субъектов'". При использовании педагогических технологий в целостном педагогическом процессе работают все его подсистемы, что связано со специально организованной деятельностью, взаимодействием субъектов.
Исходя из трактовки сущности педагогической технологии Н.Д.Хмель обоснованы следующие критерии технологичности педагогических разработок:
а)концептуальность замысла;
б)четкие методологические позиции разработчиков;
в)системность в подходе к конкретным педагогическим явлениям;
г)отражение в технологии двустороннего характера педагогического процесса;
д)определение места субъектов и их взаимодействия в педагогическом процессе;
е)диагностичность получаемых результатов;
ж)воспроизводимость технологии в рабочих условиях любого учебно- воспитательного учреждения.
Всем этим критериям соответствует разработанная ученым технология реализации целостного педагогического процесса.
Разработанная казахстанским ученым теория педагогического процесса (сущность, структура этого процесса, закономерности, движущие силы,двигательные и воспитательные механизмы и др.) является методологической основой технологии обучения и воспитания.
Реальным воплощением этой технологии является педагогика сотрудничества, берущая свои истоки от педагогических поисков ученых 20-х годов (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий), продолжающаяся в опыте педагогов-новаторов 80-90-х годов (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Дысенкова и др.), теоретически обоснованная и практически апробированная в школах организация коллективной познавательной деятельности учащихся (В.К.Дьяченко, Г.М.Кусаннов, Н.Н.Хан и др.).
309
Успешное использование учителями педагогической технологии напрямую зависит от того,, насколько они глубоко и основательно знают законы и закономерности, движущие силы и механизмы объекта профессиональной деятельности. Овладев теорией и технологией реализации педагогического процесса, учитель может организовать деятельность и общение (взаимодействие) не только подготовленных изначально (в семье) учащихся, но всего класса. Другие современные педагогические технологии могут быть "встроены" учителем в эту основополагающую технологию (например, проблемное обучение, игровое обучение и др.).
В целом выбор видов педагогических технологий зависит от образовательной политики, парадигмы образования, дидактической концепции или теории обучения, целей и задач обучения и воспитания, методологических позиций, индивидуально-личностных и профессиональных качеств педагога.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля