Предисловие
Курс лекций «Педагогика» авторского коллектива кафедры педагогики КазНПУ им. Абая увидел свет в 2003 году. Книга была разослана всем педагогическим высшим учебным заведениям республики. Получено значительное число отзывов на книгу, в которых содержались пожелания по совершенствованию ее содержания. Авторский коллектив переработал первоначальный текст книги с учетом полученных пожеланий. Поэтому настоящая книга отличается от предыдущей и по своему содержанию, и по объему приведенной учебной информации.
Авторы сохранили соответствие содержания книги, разработанной ранее коллективом авторов (Т.С. Садыков, Н.Д.Хмель, К.К. Жампеисова, СИ. Калиева, Л.А. Бейсенбаева, Н.Н. Хан), Концепции педагогического образования в Республике Казахстан и программе «Педагогика школы». Указанное обстоятельство обеспечивает возможность использования данной книги в качестве учебника по курсу «Педагогика школы» для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений.
Учебник полностью базируется на идеях Концепции, где обоснована тесная взаимосвязь профессиональной подготовки учителя с особенностями объекта его деятельности, целостного педагогического процесса, творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации и демократизации. Учтены современные тенденции к внедрению новыхтехнологий образования, к усилению творческой составляющей в подготовке учителя. Принята во внимание логическая последовательность педагогических дисциплин, взаимодополняющих друг друга.
В учебнике «Педагогика» материал расположен в трех модулях. Первый модуль посвящен теоретико-методологическим основам педагогики, раскрыты основные категории педагогики, их роль в формировании теоретических знаний, даны основные методологические положения. В этой главе рассматриваетсясоотношение развития, воспитания и формирования личности, раскрываются педагогически оправданные пути целесообразного учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых и воспитуемых. Дается роль методов исследования в развитии педагогической науки.
Основное содержание учебника раскрыто во втором модуле «Теория и практика целостного педагогического процесса», где обоснованы сущность, законы и закономерности педагогического процесса, особенности обучения и воспитания, а также коллективной познавательной деятельности обучаемых.Дана характеристика традиционной и инновационной технологий образования. Обучение трактуется как важнейший фактор воспитания (усвоения социального опыта) при организованном взаимодействии учителя с детским коллективом. В качестве основной цели воспитания указывается формирование мировоз-
зрения учащихся, их нравственного отношения к себе, к людям, к труду и т.д. Создание воспитательной системы в классе рассматривается как результат творческой деятельности классного руководителя совместно с учащимися.
Третий модуль «Управление целостным педагогическим процессом» содержит характеристику основных нормативных документов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Дается представление о работе руководителей школы, в том числе - организации деятельности по повышению методологического и методического уровня учителей. Оценка эффективности учебно-воспитательной работы показывается через диагностику формирования личности школьника и ученического коллектива.
В основу разработки содержания всей тематики учебника положен личностно-деятельностныи подход, согласно которому в центре воспитания и обучения находится личность школьника, а учителя организуют и управляют его деятельностью. Учащийся, как и учитель, признается субъектом деятельности, субъектом педагогического процесса при руководящей роли педагога, где преобразование личности школьника происходит при освоении способов деятельности, т.е. реализуются субъект-субъектные отношения.
Структура подачи каждой темы осталась прежней: цель, задачи, план, основные понятия, межпредметные связи, содержание темы, вопросы для самоконтроля, литература, задания для самостоятельной работы; темы рефератов.
Текст снабжен схемами и таблицами, способствующими более глубокому пониманию содержания учебника.
Для облегчения работы читателей структура подачи материала во всех темах унифицирована, в списках литературы нет указаний на существующие учебники педагогики, работа с которыми может быть построена на инициативе педагогов и студентов, что отражено в заданиях.
Таким образом, предлагаемый учебник имеет свои характерные особенности в содержании учебного материала и в его расположении. Указанные особенности отличают данный учебник от известных учебников и учебных пособий по педагогике. 11о мнению авторов, именно такое содержание более полно отвечает современным требованиям профессиональной подготовки будущего школьного учителя в высших учебных заведениях.Учебник рассчитан на преподавателей педагогики, студентов педагогических специальностей и практических работников системы образования.
Авторский коллектив учебника состоит из членов профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики КазНПУ им. Абая. Авторы полагают, что у читателей могут быть и замечания, и пожелания. Все это будет принято с благодарностью для дальнейшего совершенствования учебника.
Наш адрес: 050000, Республика Казахстан, Алматы, проспект Достык, 13, кафедра педагогики КазНПУ им. Абая.
- Предисловие
- 4 Модулы
- 14 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- Тема 1.2. Методы научно-педагогического исследования в развитии теории и практики.
- Вопросы для самоконтроля
- 29 Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.3. Факторы формирования личности - наследственность, среда и деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 64 Модуль 2 теория и практика целостного педагогического процесса
- 2.1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя
- I — педагог; II - коллектив класса;
- IV - общешкольный коллектив
- Литература
- 85 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.2.2. Закономерности педагогического процесса
- II - отношения между учителями и учащимися;
- Литература
- 97 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 3. 1. Социальная обусловленность целей воспитания
- Вопросы для самоконтроля
- Темы для рефератов
- 2.4. Формирование мировоззрения личности в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.5. Система средств, форм, методов воспитания в целостном педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
- Вопросы для самоконтроля
- 156 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.7. Деятельность классного руководителя по управлению воспитательной системой класса
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 168 Задания для самостоятельной работы
- 2.8. Педагогический процесс в семье и его взаимосвязь со школой
- 183 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 184 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.9. Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 205 Темы рефератов
- 2.10. Содержание образования в современной школе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 215 Литература
- Темы рефератов
- 2.11.1. Формы организации обучения
- Задания для самостоятельной работы.
- 2.11.2. Урок - основная форма организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 236 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.12. Методы обучения в современной школе
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.13. Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 280 Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 294 Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 2.16. Педагогические технологии
- Воаросы для самоконтроля
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Темы рефератов
- 3.2. Руководство учебно-воспитательным процессом школы. Организация методической службы
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- 3.4. Система планирования работы школы
- Вопросы для самоконтроля